Грибное влияние
То есть дружелюбной к грибам. Еще бывают микофобные культуры. Столкновение тех и других очень живо обрисовал в 1950-е годы американский писатель и банкир Роберт Гордон Уоссон, который был женат на русской эмигрантке: «Мы прогуливались по горной тропе, и неожиданно моя жена исчезла. Оказалось, она высматривала в лесу грибы… Как и все добропорядочные англосаксы, я ничего не знал о грибах и полагал, что чем меньше я задумываюсь об этих гнилостных коварных созданиях, тем лучше. Для нее же они были привлекательны и явно занимали ее помыслы… Вечером она ела их в одиночестве, а я думал, что, не успев жениться, наутро проснусь вдовцом. Эти волнующие впечатления запомнились нам обоим надолго. С этого дня мы начали искать объяснение этой странной культурной пропасти…»
УОССОНЫ ВСЮ ЖИЗНЬ собирали традиционные знания о грибах и объездили весь мир, чтобы выяснить, насколько микофильны разные страны. Так появилась наука этномикология, благодаря которой ликвидировано много белых пятен в наших знаниях о «гнилостных созданиях». Оказывается, самые ярые микофобы живут в Великобритании и Ирландии. Даже сам английский язык с грибами максимально холоден: применительно к ним часто употребляются только три слова – обобщающее toadstool (поганка), научное fungus и нейтральное mushroom. Сравните с огромным пластом «окологрибной» лексики в русском языке! Микофобию Британии разделяют север и запад континентальной Европы. В России и славянской Европе, а также в Прибалтике, Италии и Франции живут микофилы. Их лагерь тоже неоднороден: в славянских странах традиционно в ходу дикие грибы, а в неславянских – культивируемые. Культурный обмен тоже имеет значение. Например, в Финляндии популярность грибов объясняют влиянием России. Обитатели Чукотки до контакта с русскими считали, что грибы едят только олени. А для коренных народов Аляски грибы представляли табу – к ним нельзя было даже прикасаться. Причины подобного страха – не только загадочность грибов для обывателя и опасность нарваться на ядовитый экземпляр. В организме обитателей высоких широт часто не хватает фермента трегалазы, который помогает расщеплять грибной сахар трегалозу, поэтому у северян грибы хуже усваиваются.
НО ДАЖЕ САМАЯ сильная фобия не мешает грибам проникать в фольклор. Там у них очень увлекательная жизнь! Некоторые африканские народы верят, что земля и небо произошли от ножки и шляпки гриба. У нас в Рязани, как известно, грибы с глазами (и им даже установлен памятник). В европейских поверьях грибы связаны с нечистой силой, ведьмами, феями или духами. В Японии их ассоциируют с плодородием и часто наделяют свойствами афродизиака. В индийском фольклоре грибы связаны со смертью. В монгольских преданиях древние люди научились хранить угли в грибах-трутовиках. В мифах североамериканских индейцев фигурирует человек-гриб. А один китайский император эпохи Хань написал оду, посвященную грибу с девятью ножками, на каждой из которых было по две шляпки. Ценители маринованных опят наверняка не увидят в этом ничего странного.
НО, НАВЕРНОЕ, самой грибной была культура американских индейцев. Описания их ритуалов, сделанные в XVI веке испанскими исследователями, стали первыми письменными упоминаниями об использовании псилоцибиновых – галлюциногенных – грибов Psilocybe mexicana, которые назывались ацтеками teonanactl – «плоть бога». Жрецы с их помощью входили в «рабочее» состояние, чтобы исцелять людей, общаться с духами и предсказывать будущее. Простой народ употреблял для развлечения и разрядки. Подробно об этих практиках рассказал монах-францисканец Бернардино де Саагун, который сопровождал экспедиции Фернандо Кортеса, в своей «Общей истории о делах новой Испании».
Католические миссионеры обходились с подобными традициями со всей непримиримостью: участники ритуалов убивались, и со временем распространять языческие обычаи стало некому. Методы святой инквизиции никогда не отличались гуманностью, но все-таки индейцам сослужили плохую службу их собственные верования. Алчных испанцев они приняли за великих белых богов с запада, о которых сообщали пророчества жрецов. Возможно, если бы и без того сказочную реальность ацтеков не разнообразило грибное меню, Кортес не захватил бы Мексику с такой легкостью. И история пошла бы по совсем другому пути…
В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ тоже есть моменты, связанные с психоактивными свойствами грибов. В 1977 году уже известный нам Роберт Гордон Уоссон и его коллеги выступили на микологической конференции с предположением о том, что грибные отвары использовались в Элевсинских мистериях, которые проводились каждую осень в течение двух тысячелетий в городке Элевсисе недалеко от Афин. Эти религиозные церемонии относились к культам богинь плодородия и считались самыми важными из всех древнегреческих обрядов. Ради участия в них паломники приезжали со всей Греции и платили приличные взносы. Мистерии длились девять дней и включали шествия, омовения в море, жертвоприношения, пиршества и т. д., а также скрытые от посторонних глаз действа в храме Деметры. Рассказывать кому-либо о подробностях происходящего в кулуарах было запрещено, поэтому многое в мистериях осталось загадкой. Но известно, что их участники называли этот опыт несравнимым ни с чем и начинали верить в существование жизни после смерти.
Есть несколько версий о том, что погружало их в мистические состояния. Одни ученые считают, что причиной была грамотная идеологическая подготовка во время предварительных церемоний и созерцание священных реликвий. Другие предполагают, что эффект достигался с помощью психоделика, содержащегося в кикеоне – специальном напитке, прием которого предусматривался церемонией. Гомер упоминает это питье в «Илиаде» и «Одиссее». Кикеон готовился из мяты и ячменя, который, как считал Уоссон, мог быть заражен спорыньей (а ее алкалоиды тоже вызывают галлюцинации). По другой версии, в напиток специально добавлялся гриб рода псилоцибе.
В IV веке мистерии были изжиты христианами, но тот факт, что они оставались центральным религиозным событием в течение двух тысяч лет и что в них участвовали выдающиеся мыслители Древней Греции – Аристотель, Платон, Софокл, не позволяет отрицать их влияние на развитие европейского сознания.
РАЗ УЖ МЫ СНОВА упомянули христиан, есть смысл рассказать о дерзком предположении английского ученого Джона Марко Аллегро, исследователя свитков Мертвого моря (древних манускриптов, найденных в Иудейской пустыне). В 1970 году он опубликовал книгу «Священный гриб и крест», в которой выдвинул гипотезу о том, что христианство начиналось как культ плодородия, в ритуалах которого практиковалось использование психоактивных веществ. «За тысячи лет до появления христианства существовали тайные культы, где поклонялись священному грибу Amanita Muscaria, который по разным причинам (в том числе из-за своей формы и наркотической силы) стал считаться символом Бога на земле. Когда появлялась необходимость записать секреты культа, они принимали вид зашифрованных сказок. Это и есть основная подоплека историй Нового Завета. Они служили средством для распространения обрядов и уставов веры грибопоклонников», – пишет Аллегро. Атеист найдет в его книге много забавных заключений: например имя Петра, хранителя ключей от рая, Аллегро связывает с «наиболее распространенным семитскими названиями гриба – путр (араб.), питра (арам.)», непорочное зачатие – со споровым размножением, и т. д. Христос, таким образом, оказывается персонажем, вымышленным под влиянием веществ, и предположение о том, что «Ленин – гриб» уже не кажется таким уж оригинальным… Мужество автора заслуживает восхищения – наверняка он понимал, что такая публикация оскорбит приверженцев сразу нескольких религий и в один момент разрушит его карьеру. Так и произошло. Издательству, которое выпустило «Священный гриб и крест», пришлось публично извиниться, а 14 уважаемых британских ученых осудили автора, вынудив Аллегро оставить работу в Манчестерском университете. Коллегам более широких взглядов не удалось спасти его репутацию, хотя книгу назвали «вероятно, единственной совершенно курьезной книгой по истории христианства, написанной ученым».
ЕСЛИ ДОПУСТИТЬ, что Аллегро прав хоть частично, придется признать, что грибы рода псилоцибе повлияли на ход мировой истории и развитие культуры коренным образом. Но я не буду фантазировать на эту тему и на всякий случай напомню, что «ММ» против любых стимуляторов, приносящих вред здоровью. В любом случае, без научных доказательств такие гипотезы всегда будут относиться к курьезам. Однако в истории цивилизации были моменты, когда грибы непосредственно влияли на ход событий.
ПРИ ИХ УЧАСТИИ устранено немало правителей и прочих исторических личностей – например, римский император Клавдий I и папа римский Климент VII пали жертвой заговора и бледной поганки, а короля Англии Генриха V в XV веке поразил «антонов огонь» после того, как он отведал отравленного спорыньей хлеба. Полноценным участником Пелопонесской войны – самого долгого конфликта в истории Древней Греции – стал микроскопический гриб Fusarium – плесень, которая отравляла пшеницу. Неведомая «чума», как тогда считали, уничтожила 30 тыс. афинян, в том числе полководца Перикла, чем здорово напугала спартанцев, и они не рискнули наступать дальше.
ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ответственность за Ирландский картофельный голод 1845–1849 годов, из-за которого население страны сократилось на треть, тоже возлагали на царство грибов. Фитофтора тогда лишила ирландцев основного продукта в рационе, от голода и эпидемий погибло, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1,5 млн человек. Выжившие бросились эмигрировать в Америку, где долгие годы находились в угнетенном положении. Сейчас 40 млн граждан США имеют ирландское происхождение, эта диаспора – второй по значимости этнический компонент. А в самой Ирландии всего 6 млн ирландцев. Организмы оомицеты, к которым относится коварный патоген Phytophthora infestans, уничтоживший ирландский картофель, тоже имеют мицелий и прежде считались грибами. Однако другие их характеристики все-таки не позволяют относить их к царству Fungi, так что обвинения в трагедии ирландцев с грибов можно снять.
К СЧАСТЬЮ, грибы всегда несли не только смерть, но и жизнь – задолго до изобретения пенициллина. Когда человек только начал не просто взаимодействовать с миром, а управлять им – то есть заниматься земледелием, это тоже было связано с грибами. Люди научились печь хлеб и делать вино – то и другое невозможно без дрожжевых грибов, правда, эта связь была установлена относительно недавно, в XIX веке. Высшие грибы (те, что имеют плодовые тела, именно их и зовут грибами в обиходе) пришли в кулинарию намного раньше. В Китае их начали культивировать уже полторы тысячи лет назад. А сегодня грибы считаются перспективными источниками продовольствия. Теоретически их можно сделать такой же сельскохозяйственной культурой, как злаки и овощи. Проблема в том, что грибы в этом отношении куда капризнее: можно создать им все условия, подобрать идеальный грунт, влажность и освещение, а они не будут расти. Поэтому ученые ищут варианты. Например, в Беларуси микробиологи научились выращивать мицелий съедобных грибов на жидких средах. Получаются препараты с высочайшим содержанием белка (в килограмме грибной массы его содержится столько же, сколько в двух килограммах говядины) и биологически активных веществ. Неважно, что это не плодовые тела, а только грибница: химический состав и пищевая ценность у них почти одинаковая. Но даже без технологичных изысков сегодня жители 85 стран используют в кулинарии более тысячи грибов. Их не только жарят и варят, с их помощью получают сыры, соусы, пигменты каротиноиды, белковую массу. Недавний эксперимент ученых из Университета Миннесоты показал, что грибы и насыщают лучше, чем мясо. Если решить проблему индивидуальной «непереваримости» и микофобии, этот факт вполне способен помочь человеку в борьбе с продовольственным кризисом. А достижения грибов в биотехнологиях заставляют поверить в то, что в ближайшие эпохи грибы еще не раз изменят историю.
Коротко
Юлия Александрова