я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Грибное влияние

В 1991 году высоко в тирольских Альпах два немецких археолога набрели на мумию человека, жившего 5300 лет назад, в медном веке. Эци, как называют его в Австрии, был по-походному одет, вооружен топором и луком, а в поясном мешке вместе с полезными мелочами носил грибы двух видов: трутовик настоящий и трутовик березовый. Первый ему был нужен, чтобы разводить огонь, а второй мог использоваться как лекарство. Ученые извлекли из знакомства с Тирольским ледяным человеком максимум полезной информации. А мы можем сделать вывод о том, что культура Эци и его соплеменников была, скорее всего, микофильной.
Грибное влияние

То есть дружелюбной к грибам. Еще бывают микофобные культуры. Столкновение тех и других очень живо обрисовал в 1950-е годы американский писатель и банкир Роберт Гордон Уоссон, который был женат на русской эмигрантке: «Мы прогуливались по горной тропе, и неожиданно моя жена исчезла. Оказалось, она высматривала в лесу грибы… Как и все добропорядочные англосаксы, я ничего не знал о грибах и полагал, что чем меньше я задумываюсь об этих гнилостных коварных созданиях, тем лучше. Для нее же они были привлекательны и явно занимали ее помыслы… Вечером она ела их в одиночестве, а я думал, что, не успев жениться, наутро проснусь вдовцом. Эти волнующие впечатления запомнились нам обоим надолго. С этого дня мы начали искать объяснение этой странной культурной пропасти…»

Роберт Гордон Уоссон, www.doorofperception.com

УОССОНЫ ВСЮ ЖИЗНЬ собирали традиционные знания о грибах и объездили весь мир, чтобы выяснить, насколько микофильны разные страны. Так появилась наука этномикология, благодаря которой ликвидировано много белых пятен в наших знаниях о «гнилостных созданиях». Оказывается, самые ярые микофобы живут в Великобритании и Ирландии. Даже сам английский язык с грибами максимально холоден: применительно к ним часто употребляются только три слова – обобщающее toadstool (поганка), научное fungus и нейтральное mushroom. Сравните с огромным пластом «окологрибной» лексики в русском языке! Микофобию Британии разделяют север и запад континентальной Европы. В России и славянской Европе, а также в Прибалтике, Италии и Франции живут микофилы. Их лагерь тоже неоднороден: в славянских странах традиционно в ходу дикие грибы, а в неславянских – культивируемые. Культурный обмен тоже имеет значение. Например, в Финляндии популярность грибов объясняют влиянием России. Обитатели Чукотки до контакта с русскими считали, что грибы едят только олени. А для коренных народов Аляски грибы представляли табу – к ним нельзя было даже прикасаться. Причины подобного страха – не только загадочность грибов для обывателя и опасность нарваться на ядовитый экземпляр. В организме обитателей высоких широт часто не хватает фермента трегалазы, который помогает расщеплять грибной сахар трегалозу, поэтому у северян грибы хуже усваиваются.

НО ДАЖЕ САМАЯ сильная фобия не мешает грибам проникать в фольклор. Там у них очень увлекательная жизнь! Некоторые африканские народы верят, что земля и небо произошли от ножки и шляпки гриба. У нас в Рязани, как известно, грибы с глазами (и им даже установлен памятник). В европейских поверьях грибы связаны с нечистой силой, ведьмами, феями или духами. В Японии их ассоциируют с плодородием и часто наделяют свойствами афродизиака. В индийском фольклоре грибы связаны со смертью. В монгольских преданиях древние люди научились хранить угли в грибах-трутовиках. В мифах североамериканских индейцев фигурирует человек-гриб. А один китайский император эпохи Хань написал оду, посвященную грибу с девятью ножками, на каждой из которых было по две шляпки. Ценители маринованных опят наверняка не увидят в этом ничего странного.



НО, НАВЕРНОЕ, самой грибной была культура американских индейцев. Описания их ритуалов, сделанные в XVI веке испанскими исследователями, стали первыми письменными упоминаниями об использовании псилоцибиновых – галлюциногенных – грибов Psilocybe mexicana, которые назывались ацтеками teonanactl – «плоть бога». Жрецы с их помощью входили в «рабочее» состояние, чтобы исцелять людей, общаться с духами и предсказывать будущее. Простой народ употреблял для развлечения и разрядки. Подробно об этих практиках рассказал монах-францисканец Бернардино де Саагун, который сопровождал экспедиции Фернандо Кортеса, в своей «Общей истории о делах новой Испании».

Католические миссионеры обходились с подобными традициями со всей непримиримостью: участники ритуалов убивались, и со временем распространять языческие обычаи стало некому. Методы святой инквизиции никогда не отличались гуманностью, но все-таки индейцам сослужили плохую службу их собственные верования. Алчных испанцев они приняли за великих белых богов с запада, о которых сообщали пророчества жрецов. Возможно, если бы и без того сказочную реальность ацтеков не разнообразило грибное меню, Кортес не захватил бы Мексику с такой легкостью. И история пошла бы по совсем другому пути…

В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ тоже есть моменты, связанные с психоактивными свойствами грибов. В 1977 году уже известный нам Роберт Гордон Уоссон и его коллеги выступили на микологической конференции с предположением о том, что грибные отвары использовались в Элевсинских мистериях, которые проводились каждую осень в течение двух тысячелетий в городке Элевсисе недалеко от Афин. Эти религиозные церемонии относились к культам богинь плодородия и считались самыми важными из всех древнегреческих обрядов. Ради участия в них паломники приезжали со всей Греции и платили приличные взносы. Мистерии длились девять дней и включали шествия, омовения в море, жертвоприношения, пиршества и т. д., а также скрытые от посторонних глаз действа в храме Деметры. Рассказывать кому-либо о подробностях происходящего в кулуарах было запрещено, поэтому многое в мистериях осталось загадкой. Но известно, что их участники называли этот опыт несравнимым ни с чем и начинали верить в существование жизни после смерти.

Есть несколько версий о том, что погружало их в мистические состояния. Одни ученые считают, что причиной была грамотная идеологическая подготовка во время предварительных церемоний и созерцание священных реликвий. Другие предполагают, что эффект достигался с помощью психоделика, содержащегося в кикеоне – специальном напитке, прием которого предусматривался церемонией. Гомер упоминает это питье в «Илиаде» и «Одиссее». Кикеон готовился из мяты и ячменя, который, как считал Уоссон, мог быть заражен спорыньей (а ее алкалоиды тоже вызывают галлюцинации). По другой версии, в напиток специально добавлялся гриб рода псилоцибе.

В IV веке мистерии были изжиты христианами, но тот факт, что они оставались центральным религиозным событием в течение двух тысяч лет и что в них участвовали выдающиеся мыслители Древней Греции – Аристотель, Платон, Софокл, не позволяет отрицать их влияние на развитие европейского сознания.

«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Генрих Семирадский, 1889 г.

РАЗ УЖ МЫ СНОВА упомянули христиан, есть смысл рассказать о дерзком предположении английского ученого Джона Марко Аллегро, исследователя свитков Мертвого моря (древних манускриптов, найденных в Иудейской пустыне). В 1970 году он опубликовал книгу «Священный гриб и крест», в которой выдвинул гипотезу о том, что христианство начиналось как культ плодородия, в ритуалах которого практиковалось использование психоактивных веществ. «За тысячи лет до появления христианства существовали тайные культы, где поклонялись священному грибу Amanita Muscaria, который по разным причинам (в том числе из-за своей формы и наркотической силы) стал считаться символом Бога на земле. Когда появлялась необходимость записать секреты культа, они принимали вид зашифрованных сказок. Это и есть основная подоплека историй Нового Завета. Они служили средством для распространения обрядов и уставов веры грибопоклонников», – пишет Аллегро. Атеист найдет в его книге много забавных заключений: например имя Петра, хранителя ключей от рая, Аллегро связывает с «наиболее распространенным семитскими названиями гриба – путр (араб.), питра (арам.)», непорочное зачатие – со споровым размножением, и т. д. Христос, таким образом, оказывается персонажем, вымышленным под влиянием веществ, и предположение о том, что «Ленин – гриб» уже не кажется таким уж оригинальным… Мужество автора заслуживает восхищения – наверняка он понимал, что такая публикация оскорбит приверженцев сразу нескольких религий и в один момент разрушит его карьеру. Так и произошло. Издательству, которое выпустило «Священный гриб и крест», пришлось публично извиниться, а 14 уважаемых британских ученых осудили автора, вынудив Аллегро оставить работу в Манчестерском университете. Коллегам более широких взглядов не удалось спасти его репутацию, хотя книгу назвали «вероятно, единственной совершенно курьезной книгой по истории христианства, написанной ученым».

Памятник жертвам Великого голода в центре Дублина. Фото: Giannis Papanikos, www.thejournal.ie

ЕСЛИ ДОПУСТИТЬ, что Аллегро прав хоть частично, придется признать, что грибы рода псилоцибе повлияли на ход мировой истории и развитие культуры коренным образом. Но я не буду фантазировать на эту тему и на всякий случай напомню, что «ММ» против любых стимуляторов, приносящих вред здоровью. В любом случае, без научных доказательств такие гипотезы всегда будут относиться к курьезам. Однако в истории цивилизации были моменты, когда грибы непосредственно влияли на ход событий.

ПРИ ИХ УЧАСТИИ устранено немало правителей и прочих исторических личностей – например, римский император Клавдий I и папа римский Климент VII пали жертвой заговора и бледной поганки, а короля Англии Генриха V в XV веке поразил «антонов огонь» после того, как он отведал отравленного спорыньей хлеба. Полноценным участником Пелопонесской войны – самого долгого конфликта в истории Древней Греции – стал микроскопический гриб Fusarium – плесень, которая отравляла пшеницу. Неведомая «чума», как тогда считали, уничтожила 30 тыс. афинян, в том числе полководца Перикла, чем здорово напугала спартанцев, и они не рискнули наступать дальше.

«Голодающие в Ирландии». Иллюстрация в The Times от 22 августа 1846 г.

ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ответственность за Ирландский картофельный голод 1845–1849 годов, из-за которого население страны сократилось на треть, тоже возлагали на царство грибов. Фитофтора тогда лишила ирландцев основного продукта в рационе, от голода и эпидемий погибло, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1,5 млн человек. Выжившие бросились эмигрировать в Америку, где долгие годы находились в угнетенном положении. Сейчас 40 млн граждан США имеют ирландское происхождение, эта диаспора – второй по значимости этнический компонент. А в самой Ирландии всего 6 млн ирландцев. Организмы оомицеты, к которым относится коварный патоген Phytophthora infestans, уничтоживший ирландский картофель, тоже имеют мицелий и прежде считались грибами. Однако другие их характеристики все-таки не позволяют относить их к царству Fungi, так что обвинения в трагедии ирландцев с грибов можно снять.

К СЧАСТЬЮ, грибы всегда несли не только смерть, но и жизнь – задолго до изобретения пенициллина. Когда человек только начал не просто взаимодействовать с миром, а управлять им – то есть заниматься земледелием, это тоже было связано с грибами. Люди научились печь хлеб и делать вино – то и другое невозможно без дрожжевых грибов, правда, эта связь была установлена относительно недавно, в XIX веке. Высшие грибы (те, что имеют плодовые тела, именно их и зовут грибами в обиходе) пришли в кулинарию намного раньше. В Китае их начали культивировать уже полторы тысячи лет назад. А сегодня грибы считаются перспективными источниками продовольствия. Теоретически их можно сделать такой же сельскохозяйственной культурой, как злаки и овощи. Проблема в том, что грибы в этом отношении куда капризнее: можно создать им все условия, подобрать идеальный грунт, влажность и освещение, а они не будут расти. Поэтому ученые ищут варианты. Например, в Беларуси микробиологи научились выращивать мицелий съедобных грибов на жидких средах. Получаются препараты с высочайшим содержанием белка (в килограмме грибной массы его содержится столько же, сколько в двух килограммах говядины) и биологически активных веществ. Неважно, что это не плодовые тела, а только грибница: химический состав и пищевая ценность у них почти одинаковая. Но даже без технологичных изысков сегодня жители 85 стран используют в кулинарии более тысячи грибов. Их не только жарят и варят, с их помощью получают сыры, соусы, пигменты каротиноиды, белковую массу. Недавний эксперимент ученых из Университета Миннесоты показал, что грибы и насыщают лучше, чем мясо. Если решить проблему индивидуальной «непереваримости» и микофобии, этот факт вполне способен помочь человеку в борьбе с продовольственным кризисом. А достижения грибов в биотехнологиях заставляют поверить в то, что в ближайшие эпохи грибы еще не раз изменят историю.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK