Есть за горами, за лесами
Китеж-град
Город впервые появился в преданиях бегунов XVIII века, чьи рассказы о чудесном поселении дошли до нас как текст «Китежского летописца». Согласно ему, Китеж-град в 1165 году основал русский князь Георгий (Юрий) Всеволодович на побережье озера Светлояр. В 1239 году на Русь вторглись войска «нечестивого царя Батыя», который, узнав о существовании Большого Китежа, отправил туда своих воинов. Горожане не пытались подготовиться к обороне, а лишь молились. Удивившись поведению жителей Китежа, монголы приготовились к атаке, и тут из-под земли хлынули фонтаны воды, которая погрузила поселение в глубь озера. Город стал невидимым для людей и будет таковым «до пришествия Христова», открывая свои двери лишь для истинно верующих. Сегодня район озера Светлояр в окрестностях села Владимирского в Нижегородской области находится под защитой ЮНЕСКО.
Легенда основана на вполне реальных событиях того времени. Согласно комментарию Натальи Понырко, переводчика текста оригинальной летописи, прототипом для «святого и благоверного, и великого князя» мог быть князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович. Он действительно приходил на удел в районе Китежа в период с 1216 по 1219 год, а затем встретился там в бою с войсками Батыя в 1237 году. Но, как говорится, все совпадения с реальными людьми могут быть случайны. Сомнительной легенду о Большом Китеже делает источник ее происхождения, текст «Китежского летописца». По словам неизвестного автора, летопись появилась еще в 1237 году. Но почему тогда о ней узнали лишь 600 лет спустя? Да и ни одна из экспедиций на Светлояр пока не предоставила ни единого доказательства существования города. За XX век регион посетили как минимум шесть исследовательских групп под руководством разных организаций.
Атлантида
Не нуждающаяся в представлении история о цивилизации, пропавшей в морских глубинах. Впервые о существовании Атлантиды упомянул Платон в своих «Диалогах». Согласно легенде, около 9500 года до н. э. Афины конфликтовали с древней цивилизацией, проживавшей на острове Атлантида. По описанию, это место «превышало своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые, а власть его правителей распространялась на территорию от Ливии до Египта, охватывая также районы Европы до запада Италии».
В ходе борьбы за свободу соседей и свою независимость правители Афин разгромили армию атлантов. Вскоре после поражения остров пережил тяжелую природную катастрофу, в результате которой ушел на дно моря. По версии Платона, катаклизм вызвали боги, разгневанные порочным поведением атлантов. Исследователи философии Платона считают, что миф об острове был создан с целью показать, к чему приводит отступление государств от божественного идеала.
У Атлантиды могли существовать реальные прообразы, поиском которых уже много лет занимаются ученые и энтузиасты по всему миру. По данным советского и российского исследователя Дмитрия Панченко, источником вдохновения для Платона могли выступить события 413 года до н. э., когда афинская армия и флот потерпели сокрушительное поражение во время конфликта с Сицилией. В основу рассказа об Атлантиде могла также лечь история гибели городка Гелика в области Ахайя на севере Пелопоннеса в 373 году до н. э., когда территория поселения была затоплена всего за одну ночь из-за сильного землетрясения.
Сегодня потенциальными местами расположения затонувшего острова атлантов считаются Средиземное море и Атлантический океан. В 1970-х советские исследователи нашли на дне Атлантики в районе Португалии подводные стены и каменные лестницы, но до сих пор ни одна из подобных находок так и не получила подтверждения своей связи с цивилизацией атлантов.
Беловодье
Земля в Сибири, где нет власти и все равны, а попасть туда может только странник с истинной верой. Миф о Беловодье тоже относят к деятельности старообрядцев-бегунов, сложивших легенду о стране свободы в конце XVIII века. Одним из популярных направлений миграции у старообрядцев была Сибирь. Именно там религиозные странники надеялись найти для себя новый чудесный край, где все бы решалось по воле Божьей. Так и появилась легенда о Беловодье, на поиски которой отправились бегуны со всей России. Особенно популярной у переселенцев была долина рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где они основали поселение, о котором так давно мечтали. Впоследствии этот район стал пристанищем для беглецов от всяческих повинностей, а его жители сформировали самостоятельную этнографическую группу бухтарминских каменщиков.
Легенда о Беловодье представлена в листках «Путешественники», автором которых назывался некто Марк (или Михаил) из Топозерской обители в Олонецкой губернии. Он писал, что лично побывал в Беловодье, которое находится на 70 больших островах в океане, рядом или даже на самой территории Японии, где люди живут независимо, под руководством «духовных властей», и «в землю свою никого не пущают». По словам Марка, чтобы туда попасть, нужно пройти из Москвы на Урал и далее в Сибирь на Алтай, к горной деревне Уймон. Дальнейшую дорогу путешественнику должны были подсказать некие старцы. Сегодня это описание вызывает большие сомнения из-за его неточности, путаницы в названиях промежуточных пунктов и неустановленной личности автора.
Шамбала
Мифическая страна, располагающаяся на территории Тибета и, по некоторым сведениям, в свое время ставшая прообразом русского Беловодья. Первые упоминания Шамбалы приходятся на X век и древнеиндийский эпос «Махабхарата». В то время образ небесной страны был неотъемлемой частью классического индуизма. В «Махабхарате» тогда еще Самбхала описывалась как небольшое поселение, которое в будущем должно стать родиной нового царя с «великою силой, умом и могуществом». Согласно пророчеству, избранный правитель должен был привнести в мир покой и стать воином, «побеждающим дхармой», то есть нравственными нормами.
Свою современную форму миф о чудесной стране в Тибете обрел в процессе адаптации несколькими буддийскими школами. В результате Самбхала превратилась в королевство Шамбалу под руководством короля Сучандра. По утверждениям некоторых тибетцев, именно из этой волшебной страны на их земли пришла система летоисчисления, основы астрологии и медицины. Ну а сам Сучандра принес в Шамбалу учение Калачакра, дарованное ему Буддой.
Легенда о Шамбале могла иметь под собой вполне реальную историческую основу. Доказать это в 1968–1969 годах смогли тибетолог Бронислав Кузнецов и востоковед Лев Гумилев. Они изучали примеры древнетибетской картографии, где обнаружили название мифической страны в районе Ближнего Востока. Сопоставив изображения региона и названия населенных пунктов, ученые пришли к выводу, что легендарная Шамбала на самом деле представляла собой Сирию под господством династии Селевкидов в III–II веках до н. э. Из-за того, что тибетцы не имели с ней дипломатических контактов, описание этой страны и стало напоминать легенду о волшебном царстве. Впрочем, эта теория является лишь одним из возможных объяснений происхождения мифа.
Коротко
Илья Склюев