Дети почтой
А началось все 1 января 1913 года, когда в США запустили единую почтовую службу. Прежде доставкой занимались частные фирмы с ограниченным спектром услуг. Но отныне американцы имели возможность послать по почте практически все, даже живность массой до 50 фунтов (22,68 кг).
Сельские жители сразу смекнули – таким способом очень выгодно пересылать гусей и уток. Впрочем, смекнули не только фермеры, но и счастливые молодые родители, которые посчитали, что «живность» – понятие растяжимое. Маленькие дети и весят мало, и место при отправке почти не занимают. Мобильно, удобно, а главное – дешево. Куда выгоднее, чем везти ребенка на поезде самому. Так, первой «посылкой» стал сын четы Бигль, восьмимесячный мальчик, которого в январе 1913 года отправили к бабушке, живущей в миле от родителей. О нем написали даже в New York Times. В заметке указывалось, что посылка была застрахована на $50, а почтовые расходы составили 15 центов.
Второй случай отправки ребенка произошел через год – 19 февраля 1914-го. Пятилетняя Шарлотта Мэй Персторф тоже отправилась к бабушке, за 73 мили (117,4 км) от дома. Правда, девочка ехала не в сумке, а просто в поезде с родственницей, работавшей почтальоном. С виду все выглядело чинно и благородно. Окружающие и не подумали, что эта малышка – «бандероль», которая обошлась родителям по «птичьему тарифу», в 53 цента. История получила такую известность, что даже легла в основу детской книги Mailing May.
Возможно, поэтому уже в 1915 году пересылка детей стала столь популярной, что главный почтмейстер США Альберт Сидней Берлизон своим приказом раз и навсегда запретил почтальонам брать на «борт» несовершеннолетних. Многие наверняка возмущались, ведь такой способ доставки ребенка был не только дешевым, но, похоже, и безопасным. Как бы странно это не звучало. Все дело в том, что в начале прошлого века почтальон был фигурой весьма уважаемой. Историк почтовой службы США Дженни Линч даже уверяет, что «сельские перевозчики» частично выполняли роль современной службы спасения и могли, к примеру, принять роды.
Почтовый автомобиль, www.postalmuseum.si.edu
А еще по почте люди умудрялись отправлять даже… самих себя. Одним из самых гениальных случаев побега из рабства считается история некоего Генри Брауна, работника табачной фабрики в Вирджинии. Он не помышлял о свободе, пока хозяину не взбрело в голову распродать его семью. Тогда отчаявшийся Генри и решил сбежать в Пенсильванию, где рабство уже отменили. Но как рабу незамеченным одолеть 300 миль? В почтовом вагоне, конечно. В марте 1849 года друг-кладовщик помог ему упаковаться в деревянный ящик для посылок компании Adam Express, и всего сутки спустя 90-килограммовая посылка прибыла по месту назначения, где ее получил активист движения за отмену рабства Джеймс Макким. Увы, сбежавший Генри не очень любил держать язык за зубами, поэтому о его фокусе вскоре узнала вся страна. Почтовые службы привели в максимальную «боеготовность», чтобы ни один невольник не смог больше воспользоваться услугами персональной доставки.
Коротко
Ольга Фадеева