Дагестан: сказки о прошлом


Мачу-Пикчу в Дагестане
Среди множества покинутых мест республики есть одно, которое пользуется особой популярностью у туристов, – аул Гамсутль, прозванный дагестанским Мачу-Пикчу за внешнее сходство с древним индейским городом. Предания гласят, что поселение основал великий воин, решивший укрыться от врагов в могучих горах. Если обратиться к науке, то есть предположения, что село основали аварцы. «Гамсутль» в переводе с их языка означает – «у подножья ханской башни». Жилище хана было на вершине горы, а на склонах размещались его воины и их семьи.

Некоторые считают Гамсутль старейшим селом в России. Ходят слухи, что возраст одной из надгробных плит, найденных близ села, – более 2 тысяч лет. Это значит, что и поселение может быть примерно такого возраста. Но никакой достоверной информации и научных работ по этому вопросу мы не нашли.

Благодаря хорошему расположению в горах и таланту местных воителей Гамсутль ни разу не был захвачен врагами. Тут же, близ Гамсутля, предводитель северо-кавказского сопротивления 1834 года Имам Шамиль сдерживал натиск русского войска – и очень успешно. Но в конце концов аул пал не из-за осады, а от запустения. Еще в прошлом веке это было густонаселенное место со школами, магазинами и больницей, но почти все люди разъехались в более перспективные места – в города и села покрупнее, а последний житель Гамсутля скончался в 2015 году.
Село, где каждый был искусным кузнецомАмузги – еще один заброшенный аул в Дагестане. Считается, что когда-то в нем жили мастера-кузнецы, делавшие невероятно прочное и острое оружие. В окрестностях села не было плодородной земли – только скалы, поэтому амузгинцы жили за счет ковки оружия и торговли. Из-за отсутствия других занятий почти все мужчины в ауле были мастеровитыми кузнецами.

В 1880 году в Амузги насчитывалось 250 дворов. К началу правления советской власти их стало вдвое меньше. В 1937 году вышел закон, запретивший амузгинцам ковать оружие, и после этого жители разъехались, село опустело, а секрет амузгинской стали был утерян.
Сейчас в ауле жителей нет совсем – разве что туристы изредка захаживают. Все, что осталось от селения, – стены крепости и полуразрушенные кирпичные дома. Последняя жительница, Патимат Нугаева, скончалась в 2016 году, и село окончательно «умерло» вместе с ней.

Но жива амузгинская сталь! Гаджи Курбанкадиев – сын кузнеца из Амузги, возродил кузнечные традиции: опытным путем нашел «рецепт» той самой стали, которая резала любой другой металл и позволяла сгибать клинок в кольцо.
Гаджи Курбанкадиев родился спустя 12 лет после запрета ковать оружие. Но несколько раз видел, как его отец работал в кузне. Даже после запрета отец Гаджи ковал подарочные кинжалы по заказам местных чиновников. Сам Гаджи работал фотографом и лишь в зрелом возрасте решил стать клиночником. И не зря – до недавнего времени он был одним из известнейших ремесленников Дагестана, но, к сожалению, в 2019 году скончался.
Столица-призрак высоко в горах
Кала-Корейш – хоть и мертвое поселение, но не аул, а целая столица крупного феодального государства – Кайтагского уцмийства. Оно существовало с V по XIX век и занимало территории современных районов – Кайтагского и Дахадаевского, а еще часть Сергокалинского, Дербентского и Каякентского.

Столичный город был культурным центром региона и очагом распространения ислама на Северном Кавказе. От города шли дороги, по ним в Кала-Корейш заезжали зажиточные торговцы и путешественники. Впрочем, добраться до горной столицы было непросто – высоко.
В XVIII–XIX веках заселялись равнинные районы Дагестана, и влияние Кала-Корейша уменьшилось – жители ушли вниз. А в 1944 году всех, кто остался в городе, выселили в Чечню. Так величественная столица превратилась в село-призрак.
Сегодня аул Кала-Корейш практически мертв. Багамед Рамазанов – экскурсовод родом из этого села, возрождает его, чтобы люди могли сюда вернуться. Он считается единственным жителем Кала-Корейша. Других желающих вернуться нет. В село забредают лишь туристы, для них Багамед обустроил дома и сделал несколько навесов.

Вымершие села в Дагестане вряд ли «воскреснут». Они останутся напоминанием о том, что ничто не вечно – ни могучая крепость, отразившая атаки всех врагов, ни пристанище лучших кузнецов, ни величественная столица в горах. Все они в итоге пали жертвами времени…
Коротко
Илья Ширинов