Бесплатно в Гарвард!
Россияне уже в этом году смогут бесплатно обучаться в ведущих зарубежных вузах. Принять участие в программе «Глобальное обучение» смогут три тысячи студентов. Правда, получив престижный диплом, молодому специалисту придется вернуться в Россию, чтобы отдать долг государству.
Идею создания государственной программы бесплатного обучения российских студентов в зарубежных вузах еще в 2010 году предложил клуб выпускников Гарвардского университета, которые, получив образование, вернулись в Россию. До 28 марта 2014 года планируется утвердить текст программы и необходимые регламентирующие документы.
Прог
Россияне уже в этом году смогут бесплатно обучаться в ведущих зарубежных вузах. Принять участие в программе «Глобальное обучение» смогут три тысячи студентов. Правда, получив престижный диплом, молодому специалисту придется вернуться в Россию, чтобы отдать долг государству.
Идею создания государственной программы бесплатного обучения российских студентов в зарубежных вузах еще в 2010 году предложил клуб выпускников Гарвардского университета, которые, получив образование, вернулись в Россию. До 28 марта 2014 года планируется утвердить текст программы и необходимые регламентирующие документы.
Программа «Глобальное образование» позволит каждому гражданину России получить от государства до 1,5 млн рублей в год на обучение в ведущих мировых вузах (с полным списком вузов можно ознакомиться здесь). При этом поступить в учебное заведение (на очную форму) участник программы должен самостоятельно, и получить финансирование может лишь тот, кто уже зачислен в списки студентов, причем неважно, на каком курсе он обучается.
Планируемый срок действия программы — 3 года (с 2014 по 2016 годы). Ожидается, что за это время участниками «Глобального образования» станут 3 тысячи студентов.
Однако «Глобальное образование» не только предлагает бесплатное обучение за рубежом, но и требует от участника выполнения определенных условий. И самое главное среди них — после окончания учебы студент обязан вернуться в Россию и отработать 3 года на отечественном предприятии. Перечень предприятий, работа в которых будет засчитываться как трудоустройство по программе, еще формируется. Обещают, что никаких ''комиссий по распределению'' программой не предусматривается, как, собственно, и самого распределения. Выпускник будет самостоятельно выбирать компанию-работодателя из списка.
Если же выпускник престижного вуза после окончания учебы откажется трудиться на благо государства, то ему грозит внушительный штраф: молодому специалисту придется вернуть деньги, потраченные на его обучение, причем в двойном размере.
Кроме того, еще одно серьезное ограничение в программе — выбор специальности. Государство согласно оплачивать учебу студентов, которые выбрали одно из четырех направлений: наука и педагогика, медицина, инженерная и высокотехнологичная сфера, управление в социальной сфере. Считается, что в специалистах именно этих сфер больше всего нуждается отечественная экономика.
Также студентам стоит помнить о том, что получить господдержку можно лишь на конкурсной основе. Студент может подать документы на поступление, допустим, на медфак Гарвардского университета, сдать все необходимые экзамены, поступить в вуз, зарегистрироваться в программе «Глобальное образование», но в конечном итоге так и не получить от государства субсидии на свое обучение. И если он и его семья не в силах оплатить обучение в одном из самых престижных вузов мира, то ему, скорее всего, придется сделать выбор в пользу отечественных учебных заведений.
Подобные программы существуют во многих странах, например, в Бразилии, Китае, Казахстане и т. д. Чем принципиально отличается отечественная программа обучения за рубежом от иностранных аналогов пока сказать нельзя, так как окончательный вариант «Глобального образования» будет представлен лишь в конце марта. Не исключено, что за это время в нем появятся существенные изменения.
Коротко
Камилла Андреева
-
Хочу положить две ложки дегтя в бочку гарвардского меда. Первая. Раньше в СССР училось много студентов из стран третьего мира. Так делали (и делают) все развитые страны. Вернувшись к себе, выпускники несли дух страны, становились в некотором роде "агентами влияния" (а иногда и не только влияния). Кто вернется из-за бугра? Вот вопрос. И сколько? Если их будет немного, то тема не стоит обсуждения. А если много, то это уже угроза. И вторая. Почему бы правительству не уделить внимание тем выпускникам отечественных вузов, кто хочет поработать, например, в оборонной отрасли, но из-за невысокой зарплаты не может себе это позволить! И деньги останутся в России, а не пойдут в бюджет иновузов.
-
Сергей, вы думаете, что вернувшись после обучения за границе люди будут вредить собственному государству???? Или станут разведчиками и провокаторами??? Или я не совсем Вас понял???
-
-
Разведчиками и провокаторами их считали лет 75 назад, со всеми вытекающими. А сегодня просто не возьмут на работу на научно-производственные предприятия, занимающиеся серьезными разработками. Вы, вероятно, в курсе, что означают слова "проверочные мероприятия", "допуск" и т.п. Если предположить, что это лучшие кадры в стране, то мы сами себя лишаем возможных достижений. Все действия власти (создание малых предприятий при технических вузах для тех выпускников, кто не смог устроиться на работу, создание совместных с западом предприятий для талантливой молодежи и т.п.) приводит к тому, что в оборонку идут те, кто вообще никому не нужен. Или те, кому персонально назначают зарплату. Ведь обычная зарплата там - средняя по соответствующему региону. И куча ограничений разного рода. А средний возраст сотрудников - далеко за. Правда скоро он понизится, поскольку старшее поколение отправится на пенсию или дальше (в 70 лет уже просто трудно работать каждый день). Талантливая молодежь, конечно, есть, но мало. Говорят, трудоустраивайте бывших военных. Они, конечно, хорошие, трудолюбивые, деловые. Могут организовать, руководить. Но в армии почему-то выпускников гражданских вузов называли "пиджаки". И правильно, у них мозги устроены не по-военному, они штатские по духу. То же и отставники. Какие из них исследователи или разработчики?
Как вы думаете, почему у нас так много, судя по прессе, происшествий? Когда у меня плохое настроение, я называю это "засильем троечников". А в остальное время - просто молчу. Привык служить делу, а не лицам. Но за державу - обидно! Простите за эмоции. P.S. Кстати, такое отношение к нашему делу со стороны ... мы в шутку называем желанием купить за 3 рубля валютную проститутку. А тут еще поощряется учеба лучших - там. Хотел бы я видеть у себя на предприятии выпускника Гарварда!