я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Болезнь, пришедшая морем: история чумы

Чума – одно из самых страшных заболеваний в истории человечества, спровоцировавшее три мировые пандемии.
Болезнь, пришедшая морем: история чумы

Костюм чумного доктора. Он носил черную шляпу, белую маску с клювом, содержащую ароматические вещества, блокирующие запах разлагающихся тел, и вощеный халат. Фото: National Library of Medicine, ncbi.nlm.nih.gov

Адаптационные механизмы человека практически не могут противостоять развитию в организме чумной палочки. До сих пор в случае подозрения на чуму все заболевшие и контактировавшие с ними немедленно изолируются, в вышестоящие органы отправляется экстренное сообщение, а персонал больницы переходит на казарменное положение, надевает противочумные костюмы и вакцинируется. Очаги чумы и сегодня существуют на всех континентах. Болезнь не исчезла.

Юстинианова чума

Чума поражала человечество на протяжении тысячелетий. Молекулярные исследования выявили наличие генома чумы Y. pestis в двух скелетах бронзового века, возраст которых оценивается примерно в 3800 лет. В Первой книге Царств упоминается наказание филистимлян, которое описывается так: «…Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние». Грызуны и наросты заставляют трактовать и этот эпизод в пользу чумы. Чума не раз радикально меняла социальную и экономическую структуру общества. Три ее смертоносные пандемии – в 541, 1347 и 1894 годах – имели разное географическое происхождение и пути распространения, но все неизменно сеяли страх и ужас среди людей.

Первой крупной пандемией чумы была Юстинианова чума 541 года, названная по имени византийского императора Юстиниана I.

Юстинианова чума. Иллюстрация: Vilius Petrauskas, artstation.com

В 535–536 годах в Северном полушарии резко понизилась температура. Солнце «испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу». Виновником похолодания был один из вулканов Испании: облако его вулканического пепла перекрыло солнечным лучам доступ к поверхности Земли. Похолодание (в среднем на 1,5–2 градуса) привело к мутации бактерии Yersinia pestis. Эпидемия зародилась в Эфиопии, в 540 году распространилась на Пелузий в Египте, дошла до Александрии и на восток до Газы, Иерусалима и Антиохии, откуда на кораблях по морским торговым путям достигла обеих сторон Средиземного моря. Осенью 541 года чума была в Константинополе.

Византийский придворный историк Прокопий Кесарийский в труде «История войн» оставил первое описание симптомов чумы. Он писал, что эпидемия была такой, «из-за которой весь человеческий род оказался на грани уничтожения», описывал людей с лихорадкой, бредом и бубонами. Прокопий писал: «…они были охвачены болезнью, не осознавая того, что происходит. <…> У них начинался внезапный жар, у некоторых, когда они только что проснулись, у других, когда они гуляли, а у третьих, когда они были чем-то заняты, не обращая внимания на то, что делали. И тело не показало никаких изменений по сравнению со своим прежним цветом <…> ни один из заразившихся болезнью не ожидал умереть. Но в одних случаях в тот же день, в других на следующий день, а в остальных спустя несколько дней развивалась бубонная опухоль».

Центром Юстиниановой чумы стал Константинополь. Весной 542 года в городе умирало 5000 человек в день. Трупы не успевали хоронить и складывали в церквях и городских стенах. Население Восточной Римской империи за время пандемии сократилось на 30–50 %. Эпидемия навсегда изменила социальную структуру западного мира. Производство продуктов питания оказалось серьезно нарушено, потому что мало кто мог работать – за чумой последовал восьмилетний голод. Римское могущество угасло. На континенте начали зарождаться самобытные в культурном отношении социальные группы, которые позже сформировали нации средневековой Европы.

В течение следующих 200 лет чума продолжала бушевать то тут, то там: в Константинополе – в 573, 600, 698 и 747 годах, в Ираке, Египте и Сирии – в 669, 683, 698, 713, 732 и 750 годах и в Месопотамии – в 686 и 704 годах. В 664 году болезнь опустошила Ирландию. В Европе чума продолжалась периодическими циклами, пока не возникла вновь как крупная эпидемия, получившая позднее название черная смерть.

Черная смерть

В 1346 году в европейских морских портах стало известно, что на Востоке свирепствует эпидемия чумы. В 1347 году чуму занесли в Крым из Малой Азии войска хана Джанибега, осаждавшего Каффу (современная Феодосия), генуэзский торговый порт на берегу Черного моря. Осада оказалась неудачной, и перед уходом, по описанию генуэзского нотариуса Габриэля де Мюсси, монголо-татары в отместку катапультировали по стенам Каффы трупы людей, умерших от чумы. В панике генуэзские торговцы бежали на галерах с «болезнью, цепляющейся за их кости» в Константинополь и через Средиземное море в Мессину на Сицилии, где и началась великая пандемия. К 1348 году она достигла Марселя, Парижа и Германии, затем Испании, Англии и Норвегии в 1349 году и Восточной Европы в 1350 году. Татары покинули Каффу и тоже унесли с собой чуму, распространив ее дальше в Россию и Индию.

Генетические данные о присутствии бактерии Yersinia pestis в нескольких чумных могильниках 1348–1590 годов подтвердили, что Черная смерть в большинстве случаев была бубонной чумой.

Пути распространения чумы в Европе и на Ближнем Востоке в 1346–1353 гг. Иллюстрация: Flappiefh, wikipedia.org

Описание симптомов чумы оставил Джованни Боккаччо в 1348 году в книге «Декамерон», сборнике рассказов о группе флорентийцев, уединившихся, чтобы спастись от чумы: «…как у мужчин, так и у женщин оно [заболевание] сначала проявлялось появлением определенных опухолей в паху или подмышках. Некоторые из них вырастали размером с обычное яблоко, другие – с яйцо, некоторые больше, некоторые меньше <…> после чего форма заболевания начала меняться, во многих случаях на руке, бедре или где-либо еще появлялись черные пятна или синюшность».

Чума во Флоренции в 1348 г., описанная Бокаччо в «Декамероне». Иллюстрация: Luigi Sabatelli, en.m.wikipedia.org

В 1347 году пандемию еще не называли «Черной смертью», этот термин закрепился в истории позже. Болезнь обычно называли просто «мором». Итальянцы использовали выражение Morlega grande («великая смертность»). Власти и медики того времени мало что могли предложить. «Уходите быстро, уходите далеко и возвращайтесь медленно» – таков был общий совет о том, что делать, если в город пришла эпидемия. Одежда и имущество жертв немедленно сжигались. Кошек убивали как возможных переносчиков инфекции. Так называемые «чумные врачи» носили защитную одежду с длинным плащом, маской и клювовидной частью над ртом и носом, содержащей ароматические вещества (частично для того, чтобы блокировать гнилостный запах разлагающихся трупов). Лекари избегали контактов с пациентами, измеряя им пульс палкой, выписывали рецепты на ингаляции ароматическими травами, пропуская их через дверь, а бубоны прокалывали длинными ножами.

В период с 1347 по 1350 год Черная смерть унесла жизни четверти населения Европы, более 25 миллионов человек – и еще 25 миллионов в Азии и Африке. Смертность была еще выше в таких городах, как Флоренция, Венеция и Париж: там больше половины жителей умерли от чумы. Вторая крупная эпидемия, pestis secunda, пришла вслед за первой в 1361 году. От нее погибло еще от 10 до 20 % населения Европы. К 1430 году население Европы было ниже, чем в 1290 году, и не восстановилось до уровня, существовавшего до пандемии, как минимум до XVI века.

В 1374 году, когда в Европе вновь началась эпидемия Черной смерти, Венеция ввела несколько важных мер общественного здравоохранения. Больных начали изолировать от здоровых, а корабли с зараженными перестали пускать в порт. В 1377 году республика Рагуза на Адриатическом море (сейчас Дубровник) основала вдали от города и гавани пристань для кораблей, где путешественники, подозреваемые в заражении чумой, должны были провести тридцать дней (трентена), чтобы проверить, заражены они или нет. Трентена оказалась слишком короткой, и в 1403 году в Венеции путешественников начали изолировать уже на сорок дней. От терминов quarantena или quaranta giorni мы получили термин карантин. В последующие XIV и XV века большинство стран Европы ввели карантин, а в XVIII веке Габсбурги установили санитарный кордон, границу между зараженными и чистыми территориями. Он был укомплектован крестьянами и имел контрольно-пропускные пункты и карантинные станции, чтобы предотвратить переход инфицированных людей из Восточной Европы в Западную.

Интересно, что христиане часто обвиняли своих еврейских соседей в чуме, утверждая, что именно евреи отравляют колодцы. Эти убеждения привели к массовым убийствам и насилию: по меньшей мере 235 еврейских общин подверглись преследованиям и разрушениям. Лишь позднее выяснилось, что носители рецессивных мутаций семейной средиземноморской лихорадки (FMF) обладают естественным иммунитетом против Y. pestis. Евреев обвиняли в чуме, возможно, как раз потому, что евреи были носителями мутаций FMF и, соответственно, умирали от чумы реже, чем остальные.

Крупная вспышка легочной чумы произошла в Европе и Англии в 1665–1666 годах. Эпидемия достигла пика в сентябре 1665 года, когда только в Лондоне умирало 7000 человек в неделю. Между 1665 и 1666 годами умерла пятая часть населения Лондона, около 100 000 человек. Великий лондонский пожар в 1666 году и последующая перестройка деревянных и соломенных домов кирпичом и плиткой нарушили нормальную среду обитания крыс, привели к сокращению их численности и, вероятно, стали фактором, способствовавшим окончанию эпидемии.

Чума в Гонконге

Чума вновь вышла из резервуара диких грызунов в отдаленной китайской провинции Юньнань в 1855 году. Оттуда болезнь распространилась по маршрутам олова и опиума. В 1866 году она достигла столицы провинции Куньмина, в 1867-м – Тонкинского залива, в 1882-м – порта Пакхой, в 1894-м – Гонконга, к 1896-му – Бомбея, а уже к 1900 году – всех портов всех континентов.

Медицинские работники в Маньчжурии во время вспышки чумы в 1911 г. Фото: Institut Pasteur, repository.cam.ac.uk

Однако в Гонконге кое-что изменилось. Именно там швейцарский доктор Александр Йерсен в 1894 году выделил из лимфоузлов погибших английских солдат возбудителя чумы – Yersinia pestis. Коллега Йерсена французский биолог Поль-Луи Симонд, наблюдая за заболевшими от чумы, заметил у многих из них наличие небольших пузырьков от укусов насекомых.

Шропширский полк очищает районы от чумы, 1894 г., Гонконг. repository.cam.ac.uk

В 1898 году в Карачи он провел эксперимент: поместил блох от здоровой кошки на зараженную, а потом, дождавшись, когда зараженная умрет, подсаживал здоровую кошку к блохам. Кошка заразилась. Симонд оставил запись: «В тот день 2 июня 1898 г. я испытал непередаваемые эмоции при мысли, что я только что разгадал секрет, который волновал человечество с момента появления в мире чумы». Он доказал, что крыса является хозяином, а блоха – переносчиком заболевания. Общественность поверила исследованиям не сразу, но, когда к борьбе с крысами добавили дезинсекцию, чума заметно пошла на убыль практически везде.

Третья пандемия унесла жизни более 15 миллионов человек, большинство из которых пришлось на Индию. С тех пор происходили еще вспышки чумы. Хоть мы и научились успешно с ней бороться, она не исчезла. Болезнь появлялась, например, в Китае и Танзании в 1983 году, в Заире – в 1992 году, в Индии, Мозамбике и Зимбабве – в 1994 году. На Мадагаскаре в середине 1990-х годов был обнаружен штамм бациллы с множественной лекарственной устойчивостью. В настоящее время ежегодно регистрируется около 2000 случаев заболевания, в основном в Африке, Азии и Южной Америке, при этом глобальный уровень летальности составляет от 5 до 15 %.

Что есть чума

Со времен Йерсена и Симонда чума стала одной из самых исследованных болезней на планете. Человечество многое узнало о ней. Например, что Y. pestis – это аэробная грамотрицательная коккобактерия семейства Enterobacteriaceae. Анализ ДНК показал, что она отделилась от своего кишечного патогенного родственника, Yersinia pseudotuberculosis, примерно 6000 лет назад. Основным переносчиком инфекции являются блохи Xenopsylla cheopis, хотя переносчиками могут быть около 80 видов блох. Во время Черной смерти самих блох переносили черные крысы.

Чума обычно встречается в трех основных формах: бубонной, септической и легочной. Бубонная чума передается через укусы блох и прямой контакт с зараженным животным. Симптомы включают лихорадку, увеличение лимфатических узлов, головную боль и слабость. Септическая чума возникает, когда чумные бактерии непосредственно попадают в кровоток и размножаются, вызывая слабость, тошноту, рвоту, диарею и почернение кожи. Септическая чума может быть осложнением как бубонной, так и легочной или возникнуть независимо от них. В отличие от бубонной и септической чумы, легочная передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Чумные бактерии заражают легкие, появляются одышка, кашель, боль в груди и кровавая мокрота.

Бубонная чума имеет военное значение и внесена в список агентов биотерроризма.

При наиболее распространенном бубонном подтипе у инфицированных развивается внезапное повышение температуры (>39,4 °C), боли в конечностях и животе, головные боли через 3–7 дней после заражения. Бактерии быстро размножаются в лимфатических узлах, расположенных ближе всего к укусам блох, что приводит к образованию болезненных отеков («бубонов») в паховых, шейных или подмышечных лимфатических узлах. Около 60 % нелеченых жертв умирают в течение недели после заражения, поскольку заполненные гноем бубоны нагнаиваются.

До появления антибиотиков уровень смертности от чумы оценивался примерно в 66 %, а после появления снизился до 13 %. Своевременное выявление инфекции и введение соответствующих антибиотиков обычно приводит к полному выздоровлению. Сложность в том, что начальные симптомы похожи на рядовую лихорадку, а выявить контакт с животными или блохами зачастую проблематично. Поздняя постановка диагноза приводит к смерти пациентов.

Вакцинация от чумы

Зимой 1897 года российский ученый Владимир Хавкин, создатель вакцины от холеры, разработал и первую вакцину от чумы – буквально за три месяца, в чумном Бомбее, работая по 12–14 часов в день. Хавкин сначала проверил ее на себе, а затем на тюремных добровольцах. Вакцина имела некоторые побочные эффекты и неполную защиту, но риск заражения бубонной чумой снизился на 50 %. К 1900 году ею было привито более четырех миллионов человек. Хавкин стал героем. В Индии его стали называть «махатма Хавкин».

В. Хавкин, Бенгалия, 1896 г. merhav.nli.org.il

Антон Чехов писал издателю Суворину в 1899 году: «Чума не очень страшна. Во-первых, она не захватит особенно большого района, будет все держаться на отдельных пунктах, во-вторых, как сила опустошительная она не страшнее дифтерита или брюшного тифа, в-третьих, мы имеем уже прививки, оказавшиеся действительными и которыми мы, кстати сказать, обязаны русскому доктору Хавкину».

Однако, требовалась вакцина, которая защищала бы сразу от нескольких штаммов чумы. Советский бактериолог Магдалина Покровская в 1934 году разработала живую вакцину, то есть изготовила препарат из «обезвреженных» (ослабленных) штаммов, а не из «убитых». Первой Покровская тоже привила саму себя.

Магдалина Покровская, forbes.ru

Она говорила: «Честное слово, я не похожа на самоубийцу. Я очень сильно люблю жизнь. И, конечно, я не была убийцей. Я проделала опыт на себе и докторе Эрлихе потому, что верила в культуру AMP. Верила, что нашла надежное, хорошее оружие против чумы… И оно не обмануло меня». В Советском Союзе от чумы массово прививали.

Позднее в США разработали вакцины, инактивированные формалином. Они обеспечивают защиту от бубонной чумы в течение нескольких месяцев после инъекции. Правда, их производство затруднено из-за высокой стоимости, необходимости защиты операторов и сильных побочных эффектов. Оценка эффективности вакцины основана на наблюдениях за американскими военными во время кампании во Вьетнаме. В 1961 и 1971 годах среди вакцинированных солдат США было диагностировано восемь случаев заражения (один случай на 1 000 000 человеко-лет заражения), тогда как эквивалентный показатель среди непривитого населения Вьетнама оценивался в 333 случая.

Идеальная вакцина от чумы все еще не создана. Сложность связана с высокой вирулентностью вируса. Защита от чумы задерживается после иммунизации как минимум на неделю и сохраняется недолго. Время же имеет решающее значение для профилактики, учитывая короткий инкубационный период чумы и ее летальный характер. Из-за этого антибиотики чаще используются для ранней профилактики и лечения болезни. Всемирный комитет экспертов ВОЗ по чуме считает использование противомикробных препаратов основой лечения чумы и не рекомендует вакцинацию. Плановая вакцинация не требуется даже для лиц, живущих в районах, где чума до сих пор встречается. Вакцинация не показана большинству путешественников, посещающих страны, сообщившие о случаях заболевания. Экологов и других полевых работников, которые могут вступить в контакт с дикими животными и их эктопаразитами в чумных районах, как правило, просто предупреждают об опасностях.

Мадагаскар, Конго и Перу остаются наиболее эндемичными по чуме странами. В период с 2010 по 2015 год во всем мире было зарегистрировано 3248 случаев заражения чумой и 584 случая смерти от нее, причем большинство (75 %) – на Мадагаскаре. В 2005 году 130 мужчин, работавших на алмазном руднике в Конго, заразились чумой. 57 из них умерли. В 2006 году на золотом руднике в Конго заболели 162 рабочих, что привело к гибели 45 человек и временной остановке предприятий. Два подростка заразились чумой в августе 2015 года во время посещения Йосемитского национального парка в Калифорнии, по-видимому, от зараженных белок. 15-летний мальчик умер в июле 2020 года от чумы в Монголии после употребления в пищу зараженного сурка. В августе 2023 года в Китае и Монголии выявили по три случая заражения чумой.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK