я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Страна, победившая «измы»

Католики, буддисты, мусульмане, атеисты, социалистические лозунги, вполне капиталистические законы бизнеса, пионеры в красных галстуках и бюсты национальных вождей в храмах. Это не экстракраткий экскурс в мировую историю и культуру, это портрет современного Вьетнама.
Страна, победившая «измы»
Их – тьмы, и тьмы, и тьмы. Мчащиеся, обгоняющие, беспрестанно сигналящие и презирающие любые условности типа ПДД мотоциклы запросто могут подарить чувство легкой прострации непуганому вьетнамской экзотикой путешественнику. В Хошимине (до 1975 года – Сайгоне) – крупнейшем городе Вьетнама на семь с половиной миллионов жителей приходится почти четыре миллиона байков. Переходить дорогу – отдельное вьетнамское развлечение, требующее определенной твердости характера. Здесь главное – не бояться, и смело шагать в самую гущу водителей – объедут! 
Туризм во Вьетнаме – одна из самых прибыльных отраслей экономики, сравнимая разве что с производством риса. И отношение к туристу здесь особое. С одной стороны, его холят и лелеют. Но вот с другой… «Облапошить вас будут стараться почти постоянно. Задача – научиться этому противостоять. Следует всегда предварительно, еще до получения товара или услуги, согласовывать цену, желательно письменно на бумаге или хотя бы пальцем в воздухе. Иначе five превратится потом в fifteen, а fifteen – в fifty. Торговаться нужно всегда. Делить цену следует на шесть (иногда на десять), тогда вы, возможно, получите товар или услугу за треть первоначальной цены и будете все равно облапошены, но над вами хоть не будут сильно смеяться», – рассказывает путешественник, член Российского географического общества, гид компании «Неизведанный мир» Иван Прилежаев. Впрочем, если принять желание любого вьетнамского гражданина обвести вокруг пальца «богатого белого» как часть местного колорита, то пройтись по улицам Хошимина – истинное удовольствие. 
Из главных достопримечательностей города – католический собор Нотр-Дам (Notre Dame) – практически копия собора в столице Франции. Хошимин за свои явные архитектурные параллели получил название «Париж Востока». В этом городе куда ни глянь – сплошная эклектика: смешение традиций Европы и Китая, мини-гостиницы в домах колониальной постройки и современные небоскребы, бесконечные магазины и яркие агитплакаты, указывающие путь к социализму, дорогие рестораны и местные кулинары, готовящие что-то невероятное прямо на тротуаре, среди спешащих пешеходов. И снова – байкеры, рикши, бессчетное число велосипедистов. 
К северу от Хошимина находится легендарный район Ку Чи (вьетн. Củ Chi). Знаменит он своими подземными лабиринтами. Туннели тянутся на протяжении почти 200 километров и находятся на глубине нескольких метров – это давало возможность выдерживать артиллерийские бомбардировки во время войны с США. Конечно, нынче Ку Чи отошел от своего прямого милитаристского назначения и теперь служит больше развлечением для туристов, которые ползают по лабиринтам, стараясь не попасть в хитроумные ловушки, сооруженные богатыми на выдумку вьетнамскими партизанами. Более миролюбивое развлечение – прогулки на узконосых джонках по дельте Меконга. «Природа здесь и правда весьма экзотична: вода цвета молочного шоколада, протоки, над которыми свисают листья пальм и прочей тропической растительности. Понятно, что все это места освоенные, и туристов тут много, но все равно впечатляет. В протоках буро-зеленая вода, берега под пальмами покрыты илом, по которому прыгают забавные рыбки – илистые прыгуны», – делится впечатлениями Иван Прилежаев.
Между населенными пунктами Вьетнама курсирует уникальный образец общественного транспорта – спальный автобус (sleeping bus). Снаружи – большой современный автобус. Внутри – три ряда и два яруса кресел-лежанок, отчасти похожих на полки в железнодорожных вагонах. Иногда спинку кресла можно приподнять, но комфортно усесться все равно не получится. Автобусы с полулежачими пассажирами курсируют по всей стране, перевозя и местных, и приезжих по вполне приемлемым ценам, которые отчасти компенсируют сомнительное удобство этого транспорта. 
В центральной части Вьетнама в провинции Куангнам (вьетн. Quảng Nam) расположился город Хойан (вьетн. Hội An) – некогда морские ворота страны. Сегодня он выполняет большей частью функцию культурно-историческую – 844 здания этого сравнительно небольшого города охраняются государством. А сам Хойан целиком признан одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старая часть города прекрасно сохранилась: гулять по ней, наверное, можно бесконечно. Маленькие улочки, магазины, в которых торгуют всевозможными товарами − полезными, бесполезными и просто неизвестного назначения. Много храмов, построенных не так давно. Каждый 15-й день месяца жители старой части города добровольно отказываются от электричества. Не из-за экономии, а чтобы сохранить традиционный средневековый уклад и спокойствие. Еще Хойан – это прекрасные пляжи, песчаные, чистые, немноголюдные.
Вьетнамский «Нотр-Дам» – копия французского 
Пагода Небесной женщины, Ароматная река, императорские дворцы и мавзолеи. Это все Хюэ (вьетн. Huế) – древняя столица Вьетнама времен династии Нгуен. Главный въезд в Императорский город Дай Ной открывают Полуденные ворота. Когда-то в него можно было попасть четырьмя путями: через ворота Мира на севере, ворота Гуманности на востоке, Нго Мон на юге и ворота Добродетели на западе. Сейчас для посещения открыт и Запретный Пурпурный город, где жила сама королевская семья. Там находятся зал для медитаций, Созерцательный павильон, дворец Совершенной гармонии, трон, который до середины XX века занимал последний представитель династии Нгуен – император Бао-Дай.
Еще одной из самых популярных туристических достопримечательностей Вьетнама является залив Халонг (вьетн. Vịnh Hạ Long). В 2011 году он получил звание одного из Семи новых чудес света. Многокилометровые причалы, пришвартованные суда, видавшие виды ржавые паромы, на которых невообразимая толпа вьетнамцев – все, как один, в остроконечных шляпах – пытается перевезти к месту назначения все, что только можно. К толпе стоит присоединиться, хотя бы за тем, чтобы увидеть скалистые острова, возвышающиеся над водой, тающие в морской дымке, плавучие деревни на плотах из пластиковых бочек. Видимо, особая поэтика этих мест и родила легенду, будто много лет назад здесь пролетал огромный дракон, что-то ему не понравилось, он взмахнул хвостом, ударил по земле, и от этого образовались впадины, заполнившиеся морской водой, и бесконечно красивые острова, своими очертаниями напоминающие то птиц, то сказочных животных. 
На одном из них, под названием Кат Ба (Cat Ba), расположился национальный парк. Помните фильм «Парк юрского периода»? Тогда у вас есть примерное представление о Кат Ба. Скалы, утопающие в изумрудных зарослях тропических джунглей, многочисленные озера, мангровые рощи. Однажды город у подножия национального парка посетил Хо Ши Мин. С тех пор в честь знаменательного события здесь каждый год проводится фестиваль. А на одном из островов бухты Халонг воздвигнут монумент Всенародному Вождю.
Залив Халонг – одно из Семи новых чудес света
Во Вьетнаме официально – социализм. Впрочем, с ним не все так просто. Он не укладывается в понятия того, что пытались построить в нашей стране в недавнем прошлом. Бизнесом и собственностью во Вьетнаме разрешено владеть даже иностранцам. Однако если государству понадобится земля, на которой стоит дом, – его снесут, а жильцов переселят. Богатые вьетнамцы практически неотличимы от соотечественников победнее. Торгуют почти все, за исключением разве что военных и людей, состоящих на службе у государства. Это, наверное, главное, что объединяет всех жителей страны независимо от их происхождения, возраста, пола и социального положения. Вопросы веры тоже решаются совсем не по-социалистически. Например, в Фанхьете (вьетн. Phan Thiết), популярном курорте на юге страны, есть пагода, где поклоняются Человеку с Красным Лицом. Так прозвали чиновника, жившего в III веке. За заслуги перед простым народом его возвели в ранг бога. Рядом – место поклонения богиням, которые покровительствуют детям. В пагоду на молитву заходят и пионеры в галстуках. Кстати, красный галстук – это не просто элемент школьной формы, это большая гордость, его еще нужно заслужить.
Как назвать фантастическое сочетание, что представляет собой эта азиатская страна нынче? Слова не подобрать. Ясно одно – все эти «измы» Вьетнам оставил лишь как дань XX веку.
Девушки провинции Северного Вьетнама Бак Нынь (вьетн. Bắc Ninh) были настолько искусными в приготовлении пищи, что ни один мужчина не мог проехать мимо, не остановившись на ночлег, – поется в популярной народной песне, восхваляющей то ли хороший вкус вьетнамских мужчин, то ли кулинарное мастерство местных женщин, то ли просто положительное влияние хорошей еды на человеческие отношения. Однако однозначно – кухня Вьетнама заслуживает особого внимания. Все, что ползает, плавает, летает и бегает, рано ли поздно окажется на тарелке у вьетнамца. Собаки, крокодилы, кошки, змеи, крысы… Последних отлавливают по утрам на рисовых полях и продают в клетках прямо на улице. Туристам предлагают отведать жаренных в масле тараканов, гусениц и скорпионов. Еще один местный деликатес – шарики из мяса лягушек. Запоминайте рецепт. Мясо вымачивают, измельчают и перемешивают с лимонной травой, чили и листьями лайма. Добавляют муку, скатывают все в шарики и поджаривают до золотистого цвета. Впрочем, нынче лягушки – большая редкость. Лет десять назад на них объявили поголовную охоту. В результате водоемы опустели, а попрыгушки, выращенные в садках, по мнению вьетнамцев, уже совсем не то.
Общепит же здесь демократичен до крайности. Проголодался – садишься на маленький, почти детский, стульчик прямо на тротуаре, заказываешь себе местного пива, а к нему суп фо – константу любой вьетнамской трапезы. Обязательные составляющие блюда: рисовая лапша, лайм, перец чили, курица, мясо или морепродукты. К супу прилагается соус ныок мам (вьетн. nước mắm). Изготавливается из ферментированной рыбы, то есть перегнившей до уксусного состояния. Аромат у него еще тот, и местные говорят, что туристы заказывают его довольно редко, но в национальной кухне без ныок мам не обходится практически ни одно блюдо.
В городе Далат (столица Ламдонга – провинции в центральном нагорье Вьетнама – прим. ред.) в конце прошлого века была построена гостиница, мало похожая на то, что уже строили во Вьетнаме, да и, пожалуй, во всем мире подобного не встретить. Крейзи Хаус (Crazy House), он же гостевой дом Ханг Нга, напоминает гигантское дерево баньян. Миссис Данг Вьет Ньга создала дом из десяти тематических номеров, каждый из которых посвящен какому-либо животному: тигру, муравью, кенгуру... Стены комнаты тигра, к примеру, украшает большой тигр с горящими красными глазами, камин в комнате орла выполнен в виде гнезда. Лестницы и коридоры внутри дома напоминают туннели и пещеры.
Читать эту статью можно в онлайн версии журнала "Машины и механизмы": //21mm.ru/journal/diary/review/?journal=9103

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK