я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Преград - нет

Этот автомобиль стал для советских людей почти таким же символом победы в Великой Отечественной войне, как автомат ППШ, танк Т-34, штурмовик Ил-2 и минометные установки «катюши». Но сконструирован он был не в СССР, а за океаном. Поставки этих машин (даже в разгар «холодной войны») признавались советскими историками существенной помощью нашего союзника по антигитлеровской коалиции. Речь идет, конечно же, о знаменитых и легендарных джипах «Виллис».
Преград - нет

Текст: Евгений Хацкельсон

История создания этого великолепного вседорожника весьма запутанна, и даже само происхождение слова «джип» (Jeep) вызывает споры и различные догадки. По основной из версий армейский вездеход как многоцелевое транспортное средство отнесли к классу автомобилей общего назначения – GP (General Purpose). Аббревиатура GP читается как «джи-пи», отсюда по созвучию и родилось словечко «джип». По другой версии автомобиль назвали в честь популярного в те годы героя газетных комиксов – довольно странного и непонятного существа по имени Юджин Джип (Eugene the Jeep), умевшего летать, ходить по стенам и потолкам, лазать по горам и деревьям. Одним словом, персонаж этот отличался непревзойденной проходимостью, потому его именем и нарекли уникальную автомашину. Наконец, по третьей, самой простой и правдоподобной версии, слово это произошло все-таки от аббревиатуры GP, но не от General Purpose, а от названий однотипных вездеходов Ford-GP и GPV, которые собирались по военному заказу на конвейерах компании «Форд» (Ford).

Проектные работы по созданию многоцелевого надежного и неприхотливого полноприводного армейского автомобиля, которому не нужны дороги, начались в США еще в 1938 году. До этого полноприводные машины, хоть уже существовали, не могли похвастаться скоростью и выносливостью, были сложны в управлении и обслуживании, тяжелы и неповоротливы. В 1940 году командование американской армии объявило конкурс на создание компактного полноприводного автомобиля, предназначенного для передвижения по пересеченной местности. Изначально он задумывался как транспортное средство для доставки приказов в армейские части.

На тот момент свои наработки имели три фирмы: «Виллис-Оверленд» (Willys-Overland), «Америкен Бантам» (American Bantam) и «Форд Мотор Кампани» (Ford Motor Company). Формально конкурс выиграла фирма «Бантам», которая взяла обязательство за 75 дней поставить вооруженным силам 70 автомобилей массой 1300 фунтов (590 кг), грузоподъемностью 660 фунтов (299 кг), колесной базой 80 дюймов (2032 мм) и с максимальным крутящим моментом двигателя 85 фунтов на фут (11,7 кгс/м).

Компания « Виллис-Оверленд» возмутилась и принялась доказывать, что надежный автомобиль с заданными характеристиками и массой всего 1300 фунтов построить просто невозможно. В ответ ей было предложено создать свой прототип вне конкурса. Такое же предложение получила и другая проигравшая сторона. Таким образом, борьба продолжилась.

В « Виллис-Оверленд» разработали вседорожник «Виллис» ( Willys), вполне соответствующий предъявленным требованиям: он был надежным и при этом легким. Но в сентябре того же года фирма «Бантам» создала свой прототип, получивший название «Блиц Багги» (Blitz Buggy). Автомобиль во время испытаний произвел сильное впечатление на инженеров «Виллис-Оверленд» . Его компактность и маневренность были поразительны. Вице-президент « Виллис-Оверленд» дал команду на доработку «Виллиса», причем инженеры его фирмы получили в свое распоряжение… копии чертежей «Блиц Багги». Сейчас это звучит фантастично. А тогда командование американской армии, не задумываясь о таких пустяках, как интеллектуальная собственность, передало чертежи обоим конкурентам фирмы «Бантам» с тем, чтобы поскорее получить самый лучший автомобиль.

«Виллис» изначально задумывался как транспортное средство для доставки приказов, но впоследствии часто использовался как тягач противотанковых пушек.

И тут компания « Виллис-Оверленд» не оплошала: 11 ноября 1940 года в военном лагере «Холаберд» (Holabird) были продемонстрированы два великолепных прототипа, получивших название «Куад» (Quad). Автомобили имели отключаемый полный привод и были снабжены рулевым управлением четырех колес. « Форд Мотор Кампани» тоже представила свой образец, в котором были использованы новаторские решения «Блиц Багги».

На крики «Бантам» никто не обращал ни малейшего внимания, сравнивали совокупность характеристик представленных прототипов от всех трех фирм. В итоге оказалось, что автомобиль « Виллис-Оверленд» единственный не только соответствовал, но даже превышал тяговые характеристики, указанные в техническом задании: его двигатель «Гоу Девил» (Go Devil) обеспечивал крутящий момент в 105 фунтов на фут (14,4 кгс/м).

Всем был бы хорош «Виллис», но он существенно превышал ограничение по массе. Автомобиль весил 1088 кг при заданных 590 кг. Выполнить это требование, не ухудшая существенно другие характеристики, было невозможно, и военные признали это, подняв планку до 2160 фунтов ( 980 кг).

Компания « Виллис-Оверленд» начала бескомпромиссную и беспощадную борьбу с излишним весом своего творения. «Куад» был разобран до винтиков. Каждую деталь изучали на предмет возможности ее изготовления из более легких материалов. В результате полученный прототип превышал новое требование лишь на 198 граммов. Победа была полная.

Легендарный пулемет «максим» на не менее популярном джипе «Виллис»

Тем не менее, командование американской армии заказало каждой компании по 1500 автомобилей, чтобы проверить их в деле. В 1941 году после проведения испытаний вездеходы всех производителей были унифицированы и модифицированы, причем за основу взяли именно конструкцию « Виллис-Оверленд» . Машина имела рамную конструкцию с открытым легким кузовом, подвеску на продольных полуэллиптических рессорах, двойной привод (причем передний мост можно было отключать), трехскоростную коробку передач, снабжалась пуленепробиваемым стеклом с бойницами. На шоссе автомобиль мог разогнаться до 104 км/ч, на полном бездорожье мог передвигаться со скоростью 8 км/ч., машина могла брать на борт трех пассажиров, а средний расход топлива составлял 11–12 л на 100 км.

Модернизированные джипы от «Виллис-Оверленд» и «Форд Мотор Кампани» , масштабное производство которых началось в 1942 году, получили соответственно названия Willys MB и FordGPW. Интересно, что в Советском Союзе их всех называли «виллисами», хотя по ленд-лизу нам поставлялось очень много именно фордовской продукции. Всего за годы войны компания «Виллис-Оверленд» произвела 363 тысячи джипов, а «Форд Мотор Кампани» – около 270 тысяч. СССР получил 50 501 автомобиль. Джипы отлично зарекомендовали себя на Восточном фронте, их не пугали наши леса и болота, и они по праву заслужили любовь и признание наших военнослужащих. Конструкция джипов была настолько удачной, что на ее основе был создан советский армейский вседорожник ГАЗ-64, знаменитый «газик».

Джипы сыграли далеко не последнюю роль в победе союзников в боях в Африке, Азии, Океании и Европе. Начальник генерального штаба армии США во время Второй мировой войны назвал джипы «наиболее весомым американским вкладом в современную войну».

Само слово «джип» стало официальным названием модели вседорожника после Второй мировой войны. До этого момента оно было лишь прозвищем армейского вездехода, выпускаемого как фирмой «Виллис-Оверленд», так и «Форд Мотор Кампани». Но слово «джип» стало настолько популярным, что превратилось в название не только модели, но и всего класса легковых вседорожников. Торговая марка Jeep была зарегистрирована фирмой «Виллис-Оверленд» 13 июня 1950 года.

В 1953 году « Виллис-Оверленд» объединилась с компанией « Кайзер-Фрайзер» ( Kaiser Fraser ) , которая специализировалась на комфортабельных автомобилях высшего класса. В 1954 году был открыт бразильский филиал « Виллис-Оверленд». В 1963 году название фирмы было изменено на «Кайзер-Джип» ( Kaiser-Jeep ) . В том же году компания «Америкен Моторс» (Аmerican Motors) приобрела у « Виллис-Оверленд» права на Jeep и продолжала выпускать автомобили повышенной проходимости. В 70-х в составе компании было создано отдельное подразделение, получившее название «Джип Дивижн» (Jeep Division).

В 1972 году прекратился выпуск моделей джипов «Виллис» и в Бразилии. Великий автомобиль окончательно ушел в историю. Компания «Америкен Моторс» присоединилась к концерну « Крайслер» ( Chrysler ) , который в свою очередь стал частью мирового автогиганта « Даймлер Крайслер» ( Daimler Chrysler ) . Современным наследником тех самых легендарных «Виллисов» является вседорожник « Джип Вранглер» (Jeep Wrangler ).

Вместо привычного «джип» мы могли бы говорить «москит». Именно так прозвали первый прототип полноприводного вездехода « Виллис-Оверленд». А если бы автомобилю компании «Бантам» удалось покорить командование американской армии, то варианты прозвищ для внедорожника могли быть еще более остроумными. Ведь название самой фирмы можно перевести как «петух» или «задира».

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK