я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Страна восходящего солнца. Самураи. 47 ронинов

Фоторепортаж
Страна восходящего солнца. Самураи. 47 ронинов

В середине февраля  мы с редакцией отправились в гости к самураям. Далеко нам идти не пришлось, потому как расположились они  на интерактивном  выставочном проекте«Самураи. 47 ронинов»  в Артиллерийском музее.



Мы увидели более тысячи экспонатов из частных коллекций, редчайшие доспехи с тысячелетней историей, мечи, старинные гравюры, мебель, предметы быта самураев и гейш, и, наконец - узнали историю мести и доблести, коварства и преданности — историю 47 ронинов.











Но обо всем по порядку.

 

Первое, что нам бросилось в глаза - 30-метровая медиапанорама города Эдо (именно так называли средневековый Токио). 

 

Организаторы задумали выставку как музей формата третьего тысячелетия, который подразумевает  подачу информации различными способами. Именно поэтому на территории экспозиции сочетаются (при этом довольно удачно) антиквариаты XVI-XIX века  с последними технологиями XXI века. 

 

Панорама старинного города Эдо передает чарующую атмосферу ушедших веков. Под опадающими лепестками цветов вишни медленно продвигаются паланкины с придворными дамами, проходят знатные самураи в традиционных хакама, прекрасные гейши, захватив сямисэн, идут в чайный домик, торговцы предлагают ароматные апельсины. Начинается дождь, опадает листва, кружится снег — времена года сменяют друг друга на улицах города, но, несмотря на погоду, жители продолжают своё неспешное движение по улицам Эдо.



Бог войны Бисямонтен. Самое известное и почитаемое в Японии божество из Шитенно - "Четырех королей", хранителей четырех сторон света, он предводитель, остальные являются его вассалами. 

 


А это японский сад камней.  Здесь на сценах проецируются времена года.

Все детали проникнуты символизмом, — каждая травинка, каждый камешек располагаются мастером в саду совершенно осознанно. "Созерцательность ведет к просветлению и умиротворению, красоты пейзажа способствуют общению с миром трансцендентным". 



Вообще на выставке каждый день можно чему-нибудь научиться. Там проходят мастер-классы по  каллиграфии, игре го, японской живописи,  демонстрации боевых искусств. Мы же попали на замечательный танец гейши.




Наконец, давайте познакомимся с самураями. 

 

В одном из залов мы увидели собрание гравюр Утагавы Куниеси о 47 ронинах. Серия «Сэйтю Гисидэн» (в переводе: «Верные вассалы. Образы ронинов»). Вот некоторые из них:







Легенда о 47 ронинах.


В 1702 году столицу Японии Эдо потрясла в высшей степени необычная новость: дом высокопоставленного чиновника при дворе сегуна подвергся нападению. Это произвело ошеломляющее впечатление: за сто лет правления династии Токугава страна основательно привыкла к мирному существованию. Однако в Эдо было хорошо известно, что послужило причиной этого события.

За год и девять месяцев до этого в замке сегуна молодой князь Асано Наганори с мечом в руке атаковал мастера церемоний Кира Есинака несмотря на строжайший запрет обнажать меч в замке. Асано Наганори был назначен принять двух императорских послов и должен был получить от Кира Есинака наставления о порядке  церемониала, но не пожелал угождать Кира подарками и не сделал ему никаких подношений. Поэтому придворный чиновник  демонстративно не удостоил князя вниманием.  В роковой день Кира отозвался о приготовлениях Асано в самых уничижительных и оскорбительных выражениях. Это очень разозлило Наганори, не в силах сдержать гнев, он выхватил меч…

Кира был ранен, а молодого князя приговорили к сэппуку (ритуальный уход из жизни). После исполнения приговора Асано лишили всех владений, а оставшиеся без покровителя самураи стали ронинами и поклялись сохранить верность своему господину и отомстить за его смерть.

Всем было ясно, что ронины клана Ако попытаются совершить возмездие, и за ними велось наблюдение. Ронины рассредоточились по окрестным местам и поддерживали связь только через Оиси Кураносукэ, возглавившего их союз. Почти два года спустя все они прибыли в  Эдо. Вскоре все приготовления к свершению плана мести были окончены, и вассалы двинулись к главным и задним воротам особняки Киры. Было почти 4 часа утра, в доме все спали. Сопротивление охраны подавили достаточно быстро, а сам Кира был обнаружен в кладовке для угля. Ему отрубили голову тем же мечом, с которым однажды на чиновника напал князь Асано. Ронины достигли монастыря Сэнгакудзи и, совершив молитву у могилы своего князя, водрузили на нее отрубленную голову Есинака. После этого мстители были взяты под стражу. В пятый день второго месяца ронины были приговорены к совершению сэппуку. Могилы вассалов разместили рядом с захоронением самого Асано Наганори.

Так свершилась мести сорока семи ронинов, ставшая великим свидетельством чести и преданности. Личные переживания и жалость к себе для преданных вассалов немыслимы и унизительны. Только жажда пожертвовать своей жизнью в служении дает шанс умереть, чтобы жить. «Жизнь – это медленное самоубийство, и только жертва ведет к бессмертию».

 

(На основе книги М.В. Успенского «Самураи восточной столицы, или сорок семь преданных вассалов»).


Кимоно и мечи для обряда сэппуку

 


Пожалуй, это одна из самых странных, загадочных, непонятных для европейского менталитета церемоний. "Возводя в абсолютную вершину способность отдавать, “Бусидо” рождает церемонию самоубийства, призванную продемонстрировать своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Причиной такому поступку может послужить лишь одно – сохранение чести. Покрытый позором, потерявший своего господина, потерпевший поражение или заподозренный в предательстве, самурай убивает себя в знак верности своим идеалам".

 

Сэппуку впервые происходит в 1156 году после чего быстро прививается в среде военной знати как почетный способ завершить жизнь и становится официальным вариантом ухода из жизни. Тогда вырабатывается сложный ритуал с юридическим статусом.


Полный обряд требует готовности не только моральной, самурай должен надеть специальное белое кимоно, сделать прическу сакаяки и выполнить еще ряд необходимых действий. Традиционно сэппуку совершалось кинжалом кусунгобу, но также могли использовать короткий меч вакидзаси или большой меч катана, предварительно обернув лезвие тканью. 


Меч кусунгобу и меч канкэн в оправе из слоновой кости. Начало 19 века. Разновидности коротких мечей танто.


Мечи категории танто (танто  означает "короткий меч"). Середина 18 века



А это новая коллекция мечей


Здесь представлен меч известнейшей школы Гассан. После смерти отца Гассан Садакацу занял его место и стал делать мечи для нужд императорского двора, высокопоставленных лиц и храмов. В этот период (1940-е гг.) были отмечены более 400 работающих кузнецов того времени, и Гассан Садакацу определен в первый ранг, куда вошли двенадцать лучших.

 


Гассан Садакацу также стал превосходным учителем. Его сын и ученик сына получили звание Живых Национальных Сокровищ. Такой статус является наиболее почетным для граждан Японии. А в данном случае он означает, что человек, получивший его, является воплощением фундаментальных и наиболее высоких культурных традиций кузнечного мастерства своей страны.


Меч катана. Мастер Нио Киенага




А это цуба - тонкая плоская металлическая  пластина, которая крепится между клинком и рукоятью меча. Главный элемент оправы японского меча, можно сказать. Цуба является опорой для кисти, благодаря ей рука в бою не срывается на лезвие, и воин не повреждается своим же мечом.



А еще цуба - это целое древнее японское искусство, уникальная картинная галерея на металле: боги и герои, императоры и полководцы, поэты и художники, звери, чудовища, растения...  Это искусство требовало особого мастерства - выразить миф, легенду, бытовой сюжет на столь маленьком куске металла совсем не просто. 



Доспех с фамильным гербом риндо (цветок горечавки листья бамбука). Шлем украшен натуральными рогами буйвола. 18 век 


Доспех тосей-гусоку. 18 век

Ближайшим сподвижником прославленного правителя Тоетоми Хидэеси был Като Киемаса, прозванный в молодости "молодым тигром". Этот доспех выполнен в подражание обмундированию прославленного военачальника. Отличительная особенность доспеха - шлем в виде шапки придворного. 



Мэн-гу - маски, защищающие лица


И другая зашита: 


Доспех тосэй гусоку с гербом маару-ни-ити (горизонтальная полоса в круге). Начало 18 века


Доспех клана Хатисука  с украшением шлема кагами. Середина 18 века. 


Доспех тосэй гусоку Ода Нобунага (1534-1582), полководца и государственного деятеля, который остался в истории как первый воин на тернистой тропе объединения Японии.


Доспех клана Мацудайра, 18 век.


Доспех тосэй-гусоку, 19 век


Приятная новость: выставку продлили до 29 марта. Так что все желающие еще успевают окунуться в мир Страны восходящего солнца.  А еще в музее Артиллерии открылась выставка: "Сюнга. Эротизм в Японском искусстве". Мы посмотрели одним глазком)) 








Товарищи, если вы посетили какую-нибудь  захватывающую выставку, лекцию, выкладывайте свои фото у себя в блоге и пишите о том, как же вам было интересно! Или присоединяйтесь к редакции "ММ", сделаем вместе фоторепортаж. 

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK