я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

ММ на фестивале социогуманитарных наук

Первое майское воскресенье мы провели на фестивале социогуманитарных наук  «Social Science Sunday», где слушали  молодых преподавателей, лекторов и  представителей интересных научных, исследовательских и образовательных проектов. Специально для увлеченных этой тематикой гуманитариев мы собрали ссылки на лучшие научные центры и лаборатории Санкт-Петербурга. 

 

Но для начала... Что такое социогуманитарные науки и науки ли это?

 

 

Речь идет о науках, изучающих социум в широком смысле слова (экономических науках, политэкономии, правоведении, социологии, политологии, истории), а также о науках, и

ММ на фестивале социогуманитарных наук

Первое майское воскресенье мы провели на фестивале социогуманитарных наук  «Social Science Sunday», где слушали  молодых преподавателей, лекторов и  представителей интересных научных, исследовательских и образовательных проектов. Специально для увлеченных этой тематикой гуманитариев мы собрали ссылки на лучшие научные центры и лаборатории Санкт-Петербурга. 

 

Но для начала... Что такое социогуманитарные науки и науки ли это?

 

 

Речь идет о науках, изучающих социум в широком смысле слова (экономических науках, политэкономии, правоведении, социологии, политологии, истории), а также о науках, изучающих духовный мир отдельного человека и общества (философии, психологии, искусствоведении, культурологии).

Раньше гуманитарные науки считались вспомогательными. Однако, как утверждает автор книги «Научная интеллигенция в новой России» Т.В. Наумова, «в последние годы положение изменилось. В условиях социальных трансформаций и реформирования гуманитарные науки вышли на передний план. Подобно тому, как XX век был веком физики, химии, биологии, так XXI век., по мнению К. Леви-Стросса, будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще…».

Социогуманитарные науки преодолели отставание и встали наравне с естественными и техническими. Однако до сих пор встречаются высказывания о том, что в новой России нет гуманитарной науки, как не было ее и в СССР.

Собственно, все лекции и презентации на фестивале были направлены на опровержение подобных высказываний.

Обратимся еще раз к госпоже Наумовой, которая описывает суть этих наук. «Социальные и гуманитарные науки в состоянии обосновывать выбор оптимальных путей развитии общества, проводить серьезный анализ положения дел в стране. Давать событиям в России строгую оценку, обеспечивать обществу надежные социальные прогнозы, предсказывать возможные последствия развития страны, предоставлять научно обоснованные программы выхода России из кризиса.

Вместе с тем социогуманитарные науки обеспечивают воспитание и образование людей, участвуют в формировании духовных и нравственных ценностей человека, наработанных столетиями европейской и мировой цивилизацией, сохраняют и развивают общественную культуру, исторический опыт страны».

 

Что ж, может и правда мы несправедливо относимся к социогуманитарным наукам. В освоении космоса или в медицине  мы уже зашли намного дальше, чем, скажем, в психологии или управлении... Нужно догонять.

 

 

Вернемся к фестивалю и трем интересным на наш взгляд проектам, на которые стоит обратить внимание. 

 

1.Тьюторская ассоциация


Для тех, кто не может определиться с профессией будущего или уже выбрав свой профессиональный путь, вдруг застрял в непонимании своего предназначения. 


Вообще, тьютор — это педагогическая специальность. В сегодняшнем понимании это педагог, который работает с образом будущего своего тьюторанта. Каким ребенок хочет вырасти? Что ему интересно в этом мире? Кем быть и где учиться?

Тьюторство — явление у нас в стране не особо распространенное. И не известно, приживется ли вообще. Однако,людей, сомневающихся в выборе свей будущей профессии, не мало . И как часто студенты бросают начатое... Возможно, тьютор поможет сориентироваться. 

 

Проводил мастер-класс и читал лекцию тьютор Максим Буланов, аспирант кафедры педагогики МПГУ.


Тьюторское сопровождение — это процесс, в результате которого учащийся — будь то школьник, студент или взрослый — осознает свою образовательную ситуацию, учится формулировать свой запрос к системе образования. Результатом сопровождения становится Индивидуальная Образовательная программа (ИОП) или Индивидуальная Программа Развития (ИПР), куда закладываются все возможные и необходимые для достижения образовательной цели ресурсы (места, люди, книги, сайты.)


Занятия с тьютором не похожи на занятия с репетитором, который учит определенному предмету. Во-первых, форма занятия может изменяться: тьюториал (индивидуальный/групповой), коуч-сессия, игра, съемки фильма или работа над проектом, образовательное путешествие, профессиональная проба. Во-вторых,   позиция тьютора безоценочна — в работе с ним ребенку не надо давать правильные ответы, ведь когда разговор идет о создании программы развития Человека - может ли какой-то ответ считаться правильным?


В чем разница между учителем и тьютором? Интересная статья на этут тему "Тьютор" versus  "учитель": http://cyberleninka.ru/article/n/tyutor-versus-uchitel



 

2. Междисциплинарное общение


В 2009 году группа студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета решила запустить работу еженедельных научно-образовательных семинаров под названием «Междисциплинарное общение». Целью семинаров было знакомство участников с терминологиями, методологиями и предметными областями различных отраслей науки. Так можно научиться  говорить на одном языке. К участию в семинарах привлекались уже состоявшиеся учёные – эксперты в своей области. 

На основе этого возникли «Студенческие междисциплинарные семинары», как форма интеллектуального досуга. Семинары удовлетворяли потребности студентов в интеллектуальном общении и вводили их в проблематику различных отраслей науки и жизнедеятельности, направляя интеллектуальные ресурсы молодёжи на решение современных проблем. 


Зачем все это? Окружающий нас мир составляют не отдельные изолированные друг от друга предметы, явления и процессы, а их взаимосвязанные и взаимодействующие между собой совокупности. В связи с этим, перед философией, общественными, естественными, техническими и математическими науками стоит чрезвычайно сложная задача – исследовать сложную систему в её разных аспектах и, самое важное, – в её целостности.

Междисциплинарные исследования стали сегодня реальностью, более того, сегодня зачастую сложно провести границу, например, между химией – физикой – биологией. Появились такие научные дисциплины как физическая химия, биохимия, биофизика и многие другие, чей объект познания лежит на пересечении областей традиционных наук. Для преодоления междисциплинарного барьера и познания Мира как единого целого был разработан целый ряд теоретических (общей теории систем, теория игр, теория решений) и практических дисциплин (системный анализ, системная инженерия, исследования операций и др.). Однако, многие ученые отмечают, что этот чрезвычайно пестрый набор постулатов и положений не является удовлетворительным инструментом целостного научного познания. "Трагическим" – в масштабе всего общества – следствием такого положения дел является невозможность адекватного долгосрочного социально-экономического планирования, так как науки об обществе – будучи в высшей степени междисциплинарными науками – не имеют проработанной аппаратной базы.


С другой стороны, благодаря успехам естественных и технических наук мы наблюдаем рост, постоянное усовершенствование и обновление  технологической базы. В результате, человек в современном мире обязан постоянно учиться, приобретая все новые и новые знания и навыки, чтобы быть способным взаимодействовать с всё разрастающейся техносферой. Таким образом, назрела необходимость перехода от информационно кодирующего подхода в образовании, целью которого является передача суммы некоторых знаний, к методологическому, направленному на выработку культуры мышления и способности к освоению и выработке новых знаний по мере необходимости, в темпе жизни человека и на всем ее протяжении. 


Подробней о проекте:

Сайт: http://in-communication.ru/

В ВК: https://vk.com/junivers 

 


3. Проект Лекториум 


 Это массовые открытые онлайн курсы (МООC) – передовое направление в образовании, основывающееся на предоставлении академических курсов от ведущих мировых вузов в дистанционном режиме любому человеку из любой точки земного шара, с соблюдением четких сроков сдачи промежуточных и финальных проверочных заданий и возможностью организации свободного общения между преподавателем и сотнями тысяч его студентов.



На сайте у товарищей есть  видеоархив академических лекций на русском языке. Коллекция постоянно пополняется ведущими учебными заведениями России. И, что приятно, доступ к материалам бесплатный.

 

 Сайт: http://www.lektorium.tv/ 

 

 

 

В завершении дня гостям показали  фильм «Труд и отдых», предоставленный проектом «Кинопоказы на «Леннаучфильме». Прекрасное завершение фестиваля и дня) 

Не перегружайтесь и соблюдайте режим дня!

Приятного просмотра)

 


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK