Ученые удивлены способностями морских ежей к регенерации

Вместе со своим коллегой Кристианом Нейманом из Музея естественной истории в Берлине ученый из Сенкенберга Макс Виссак задокументировал борьбу морского ежа за выживание на дне океана неподалеку от Шпицбергена.
Ученые удивлены способностями морских ежей к регенерации
В исследовании, недавно опубликованном в научном журнале Polar Biology, ученые описывают историю, произошедшую с морским ежом из рода Strongylocentrotus. Это существо получило серьезные травмы (возможно, из-за нападения хищника): морской еж утратил треть своей раковины, а также несколько жизненно важных органов. Но прецедент, описанный в статье и потребовавший дальнейшего исследования, заключается в том, что вопреки полученным травмам еж продолжил двигаться по морскому дну в течение 43 часов с момента получения травм и даже смог избежать нападения большого краба. Этот случай подтверждает то, что морские ежи обладают высоким потенциалом к регенерации, который развился у них эволюционно.
Иглокожие, представителями которых являются морские ежи, морские звезды и морские огурцы, помимо прочих достоинств, обладают поразительной способностью к регенерации: например, морские звезды способны целиком восстановить утраченную конечность и, в отдельных случаях, даже вырастить несколько новых конечностей.
В ходе своих наблюдений за морскими существами, ученые на одну неделю установили на поверхность морского дна экспериментальную платформу, оснащенную измерительными приборами и автоматизированной системой камер. Главным героем этих наблюдений и стал морской еж из рода Strongylocentrotus, размеры которого составляют примерно 38 миллиметров.
Согласно исследованию, причиной того, что этот маленький морской еж смог выживать так долго, несмотря на полученную смертельную рану, является тот факт, что морские ежи имеют децентрализованную нервную систему вместо мозга. Эта нервная система продолжает функционировать даже в случаях серьезных повреждений, полученных морским ежом.
фото: Solvin Zankl