Лев
я могу Анализировать
Только вперед!
Лев Каменцев

Таинственный гость

Осенью 2017 года спокойствие нашей «герметичной» и довольно предсказуемой планетной системы нарушил удивительный объект. Впервые в истории астрономических наблюдений вблизи Солнца пролетел межзвездный астероид, путешествующий по Вселенной, возможно, уже миллиарды лет.
Таинственный гость

Знакомство

Согласно первоначальному сообщению гавайской обсерватории Pan-STARRS, чужеродный объект имел гиперболическую орбиту, а не замкнутую, как у всех связанных с Солнцем тел. Другим признаком его непринадлежности к Солнечной системе была очень значительная скорость, не свойственная объектам, вращающимся вокруг Солнца. Важность данного открытия колоссальна. До этого много раз наблюдались кометы с крайне вытянутыми параболическими орбитами и периодом обращения в десятки тысяч лет. Они имели другую траекторию, огибающую Солнце. В данном же случае почти прямолинейный путь этого необычного небесного тела проходил достаточно близко к нашей звезде – вплоть до 0,3 астрономической единицы (то есть расстояния от Земли до Солнца), что даже ближе, чем перигелий Меркурия. При этом траектория перемещения не лежала в плоскости эклиптики, а это лишний раз доказывает его непринадлежность нашей планетной системе.

Размер и форма

Так как астероид был обнаружен уже в момент отдаления от точки наблюдения, его видимый блеск с течением времени быстро уменьшался, поэтому в приоритете стояла скорость сбора информации. Группа исследователей из Института астрономии на Гавайских островах вела оперативную съемку астероида сразу с нескольких крупных телескопов. Обнаружилось, что Оумуамуа – такое название получило это тело – при вращении вокруг своей оси с периодом примерно в 7 часов меняет блеск более чем в 10 раз. Руководитель исследовательской группы Карен Мич подтвердила, что необычные изменения блеска указывают на очень вытянутую и искривленную форму объекта: его длина примерно в десять раз больше ширины. К такому заключению можно прийти, наблюдая за изменением площади видимого с Земли тела в ходе его вращения. Скажем, когда его большая полуось ориентирована на Землю, то видимый блеск астероида для земного наблюдателя минимальный. Детальные расчеты показывают, что объект, несмотря на такую форму, достаточно далек от разрыва центробежной силой во время вращения даже при плотности, меньшей чем у воды.

Крайне интригует тот факт, что из десятков тысяч объектов Солнечной системы лишь два имеют аналогичные вариации светимости. Таким образом, вероятность обнаружить в нашей планетной системе тело с амплитудой колебаний светимости в три звездных величины составляет порядка 0,01 %.

Откуда тело?

Сначала следовало окончательно убедиться, что тело действительно не принадлежит Солнечной системе. Во-первых, об этом неопровержимо свидетельствовали его большой эксцентриситет и нехарактерно высокая скорость. Во-вторых, прилетело оно из солнечного апекса (то есть направления нашего движения в галактике). При этом детальный анализ вариантов траектории и орбиты может свидетельствовать о том, что материнская планетная система была покинута довольно давно.