Шмели ускоряют цветение растений, прокалывая их

При нехватке пыльцы шмели специально повреждают растения, прокалывая их. Благодаря этому процесс цветения растений ускоряется.
Шмели ускоряют цветение растений, прокалывая их

В этом году в некоторых регионах многие растения зацвели быстрее, чем раньше. Это обусловлено климатическими переменами, происходящими в том или ином виде каждый год. Такая ситуация более раннего цветения растений может нарушить установленные в природе временные рамки взаимосвязи растений и насекомых, их опыляющих.

Однако, недавнее открытие показывает, что у насекомых — в данном случае шмелей — есть выработанный способ разрешения этой проблемы. Исследователи обнаружили специфическую особенность поведения у шмелей при недостатке пыльцы растений: шмели с помощью своего рта прокалывают растения, которые еще не зацвели. Как установили ученые, это повреждение стимулирует растение к быстрому цветению.

Ученые считают, что такая способность шмелей необходима — особенно в ситуации глобальных климатических изменений, когда периодичность и временные рамки характерных для природы циклов смещаются или нарушаются. Исследователи планируют в дальнейшем более тщательно исследовать эту странную, но полезную поведенческую особенность шмелей.

фото: Hannier Pulido / ETH Zurich