Шмели ненавидят тыквенную пыльцу, и это играет на руку тыквам

Исследование, опубликованное в журнале Nature Scientific Reports, выяснило, что тыквенная пыльца имеет физическую, питательную и химическую защиту, из-за которой шмели избегают ее. Случайно попробовав такую пыльцу, насекомые могут страдать от нарушения пищеварения, а длительное ее употребление приводит к тому, что колонии шмелей остаются без потомства.
Шмели ненавидят тыквенную пыльцу, и это играет на руку тыквам

Шмели посещают цветки тыквы в поисках нектара, однако они не собирают тыквенную пыльцу, хотя ее частички и могут оказаться на их лапках и таким образом переноситься на другие цветы. Проведенное исследование позволяет предположить, что избегание тыквенной пыльцы шмелями дает растению эволюционные преимущества, ведь насекомые, посещающие цветок ради нектара, но не собирающие пыльцу, могут служить хорошими опылителями и способствовать распространению пыльцы на большие расстояния.

Исследователи проводили эксперимент, в ходе которого в течение 50 дней держали микроколонии шмелей на разной диете. Одна диета состояла из пыльцы диких цветов, собранной пчелами, и служила контрольной. Вторая состояла из чистой тыквенной пыльцы, которая отличается бедным питательным составом, имеет большие и колючие зерна и содержит природные химические вещества. Третья диета состояла из тыквенной пыльцы, из которой удалили химические вещества, а четвертая – из пыльцы диких цветов, в которую добавили химикаты из тыквенной пыльцы.

Насекомые, сидевшие на первой диете, процветали, как и ожидали исследователи. А вот те, что питались тыквенной пыльцой с ее разными механизмами защиты, выбрасывали свое потомство из гонидия и убивали его – шмели ведут себя таким образом, когда находятся в стрессовом состоянии, вероятно, понимая, что не смогут позаботиться о потомстве. У шмелей, питавшихся пыльцой с удаленными химическими веществами, не созревали личинки, а взрослые особи погибали в большем количестве. В целом, за 50 дней эксперимента колониям, сидевшим на второй и третьей диете, не удалось вырастить потомство. Четвертая диета приводила к нарушению пищеварения у насекомых.

По словам авторов исследования, результаты их работы говорят о том, что выращивающим тыквы фермерам стоит подумать дважды, прежде чем заводить шмелей в качестве опылителей.