я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Планета обезьян

Тамара Георгиевна – «директор» антропоидника и главная «мама” обезьян. Мартышке Крохе 9 лет, шимпанзе Джине – 22. Кроха любит картошку, Джина – «читать», бузить и дегустировать хорошие вина. На Новый год, само собой.
Планета обезьян

– А-у, а-у, у-у-у! – ощетинившаяся Джина изо всех сил стучит черными ладошками об пол вольера.

– Злится, да?

– Да. Это на вас. Джина, смотри – они ведь подлизываются к тебе. – Тамара Кузнецова протягивает шимпанзе наш банан.

Мы в Колтушском антропоиднике – единственном месте в России, где изучают интеллект человекообразных обезьян. 

Тамара Георгиевна – «директор» антропоидника и главная «мама” обезьян. Мартышке Крохе 9 лет, шимпанзе Джине – 22. Кроха любит картошку, Джина – «читать», бузить и дегустировать хорошие вина. На Новый год, само собой.

-  Когда Кроха попала сюда – была размером с ладошку, – рассказывает «мама».

Сейчас Кроха разрослась – вверх и особенно – вширь. В начале 90-х ее и товарищей было 13, потом население антропоидника резко сократилось.

– Всех распродали. Бездарно. В цирки, в зоопарк, – с горечью говорит Тамара Георгиевна.

   История антропоидника началась в 1933 году. Открыл его «первый физиолог мира», сам Иван Петрович Павлов, за год до смерти.

– В 1947-м здание горело, его отремонтировали, и вот с тех пор здесь ничего не делалось. – Тамара Кузнецова обводит взглядом рабочий кабинет с по-советски крашеными полами и низким потолком. – Недавно только вставили пластиковые окна – нашлись спонсоры.

А антропоидник-то уникальный. Единственный в стране, где исследуют интеллект и особенности поведения человекообразных обезьян (в сравнении с людьми), и самая северная точка на Земле, где ведутся исследования приматов. Антропоидник относится к Институту физиологии им. И. П. Павлова РАН, является наследием ученого мирового значения и охраняется ЮНЕСКО.

В Москве в Дарвиновском музее в начале прошлого века работала первая в России приматолог и основатель зоопсихологии Надежда Ладыгина-Котс. А в Петербурге творили ученики Павлова – Петр Денисов и Михаил Штодин – в Колтушском антропоиднике. Исследовали память, внимание и поведение шимпанзе – знаменитых Розы и Рафаэля, которых в качестве эксперимента поселили не в клетку, а во вполне человеческую квартиру, и те стали вести себя почти как люди. Роза виртуозно обращалась со связкой ключей от буфета, которые она воровала из кармана доверчивого сторожа. Легко ела столовыми приборами. А Рафаэль обожал кубики и абрикосы. Первых было много и разных (самый большой – с табурет), вторых – в обрез. Ведерко с абрикосами коварные исследователи подвешивали под самый потолок, а все предметы, кроме кубиков, из комнаты выносили. Как достать абрикосы? Поначалу эта задача была Рафаэлю не по зубам. Он ставил кубики один на другой, но пирамида неизменно рушилась, как только обезьяна пыталась на нее вскарабкаться. Это заставило Рафаэля думать. Постепенно до него дошло: кубики нужно ставить в определенном порядке: сначала большие, потом поменьше.

Наблюдение именно за этими обезьянами натолкнуло Павлова на мысль о чрезвычайном развитии у них «исследовательского рефлекса» и бескорыстного характера любознательности: шимпанзе изучали окружающую обстановку даже тогда, когда знали, что никакие «вкусняшки» за это им не светят.

Потом пришел физиолог Леонид Воронин, который во время войны эвакуировал обезьян, за что был даже награжден медалью. А с 1960-х антропоидником руководил его коллега Леонид Фирсов, который дважды вывозил обезьян на месяц в Псковскую область на озеро Язно, чтобы посмотреть, как домашние (или, как их называют приматологи, культурные) обезьяны адаптируются к дикой среде на прохладных просторах Северо-Запада. И ведь адаптировались, прекрасно живя на елках.

«Наблюдать тонкости отношений в группе, объяснять их природу, закономерность было важнейшей нашей задачей, – писал доктор Фирсов в одной из своих книг об “Обезьяньем острове”. – Механизм отношений не становился закостеневшим. Он менялся по мере того, как менялся каждый из членов сообщества». А еще эти наблюдения позволили Леониду Фирсову сравнить поведение домашних обезьян в дикой среде: тех, кто на момент помещения в антропоидник уже умел строить гнезда для сна, и тех, кто делал это плохо, поскольку не видел, как строят гнезда старшие (у обезьян есть врожденная способность к сооружению гнезд, но если ее не развивать, она может остаться в зачаточном состоянии). Последние, обезьяны-«маугли», плохо осваивали это ремесло и спали, согнувшись под деревьями или в ящиках. Из этого физиолог сделал вывод: всему свое время. И у обезьяны, и у человека есть определенный временной Рубикон, в который еще можно чему-то научиться. Сделать это позже куда сложнее.

С 1984-го начался этап Тамары Кузнецовой – она врач и доктор биологических наук.

– За эти годы что мы делали? – спрашивает она сама себя. – Исследовали взаимодействие особей друг с другом. Основной упор сделали на отношения матери и детеныша. Из научных методов нами была разработана методика приближающейся цели, которая позволяла исследовать рефлекс цели (врожденное свойство, которое определяет степень целеустремленности. – Ред.) как у людей, так и у обезьян. О нем писал еще Павлов как о рефлексе, имеющем огромное жизненное значение. Не будет цели – не будет ничего, поскольку каждое живое существо всегда стремится к чему-нибудь: от карьеры великого ученого до желания покушать. На конвейерную ленту мы ставили вкусную приманку – банан, апельсин, конфету, которая двигалась с различной скоростью. От одного миллиметра в секунду – это очень медленно и очень тошно. И с расстояния примерно метр или полметра. Участвовали обезьяны, дети и взрослые. Каждый реагировал на приближающуюся приманку (цель) по-разному. Кто-то ерзал в нетерпении, кто-то просто ждал, кто-то всеми силами пытался ускорить процесс, нажимая на разные кнопки и пытаясь двигать ленту побыстрее. В итоге мы выявили как минимум три типа целеустремленности: высокая, полное отсутствие и средняя, как у большинства. И у людей, и у обезьян тут все одинаково.

Выяснилось еще, что целеустремленность – это не приобретенная, а врожденная, или безусловно-рефлекторная, способность. Она есть у всех животных, не только у шимпанзе и людей. Воспитание, конечно, накладывает свой отпечаток, но изначально это качество, оказывается, заложено природой. Павлов к мысли о рефлексе цели пришел, анализируя поведение коллекционеров.

– Мирового масштаба исследование, в принципе.

– Ну как хотите – мирового или местно-антропоидниковского. Публиковаться за рубежом нам не по карману. К тому же там нужно заключение этической комиссии, что обезьяны содержатся в достаточно хороших условиях. Мы с западными антропоидниками не рискуем тягаться.

А вот по части «гениальности» жители антропоидника, по словам Тамары Георгиевны, не уступают раскрученным западным обезьянам.

XX век вообще реабилитировал животных в плане талантов. Надежда Ладыгина-Котс обнаружила у шимпанзе способность к обобщению и абстрагированию. А это вообще-то ведущие операции мышления. Дальше выяснилось, что животные способны к логике. А ведь именно этот барьер философы и психологи называли главной пропастью, отделяющей человека от меньшого брата. А еще животные могут сопереживать, понимать чужие поступки, пользоваться орудиями (которые сами же и смастерили), помогать ближнему, строить планы, критически оценивать себя и свои способности. И любить.

– Когда у нас произошла трагедия: умерли два самца практически одновременно, – Джине дали резинового чебурашку, – рассказывает Тамара Кузнецова. – Она с ним год ходила. Таскала до того, что одно ухо осталось от него. Произошла заместительная реакция на эту игрушку. Все как у людей. Даже в отношении сирот. Детеныши, которые рано потеряли родителей, как правило, не становятся таковыми сами. То же самое в нашей жизни.

Шимпанзе можно назвать самым умным животным после человека. Ветви шимпанзе и наших предков разделились примерно 6–7 млн лет назад, так что они – наши ближайшие родственники среди животных.

– Сейчас мы исследуем выбор по образцу, который предложила Ладыгина-Котс. Вот есть два стимула, и один из них является каким-то образцом. – Тамара Георгиевна берет две конфеты и банан и показывает мне конфету. – Вот образец. Покажите такой же.

– Я выберу такой, – не без страха ударить в грязь лицом показываю на вторую конфету.

– Такой, да? Ничего. – Тамара Георгиевна намекает, что я не глупее обезьяны. – Это могут делать и макаки, и шимпанзе, и люди. Кажется, легко. На самом деле здесь задействованы опознание, дифференцировка, память, внимание и масса других реакций. Это очень сложный процесс. Хотя на первый взгляд ерунда.

Дарвин когда-то предположил, что различие между животным и человеком не количественное, а качественное.

– Количественное, – качает головой Тамара Георгиевна. – Человек обошел животных, прежде всего, за счет речи.

– Можно обучить шимпанзе языку глухонемых.

– Язык глухонемых – это же совсем другое дело. Это невербальная коммуникация. Это если я чешусь – вы понимаете, что я нервничаю. Манипуляции – это одно, а речь – это другое. Обезьяны могут общаться на этом уровне, но вы никогда не научите их говорить, потому что у них другая анатомия – короткая гортань, подъязычная кость, другие связки. Не так давно приходила на рецензию статья, вроде бы какая-то обезьяна заговорила. Есть видео. Но и Джина с нами так же точно общается… У них очень богатый язык звуков, жестов. И вот сейчас она молчит, но скоро «заговорит», потому что она слышит, что мы тут разговариваем, а к ней не идем. И она начнет кухукать и говорить, что вообще бы пора и ее навестить.

Идем навещать. Крутая скрипучая лестница на первый этаж – и мы возле клеток. Огромной – с Джиной и маленькой – с Крохой.

Грохот ладошек по полу – это Джина. Вцепившись в железные прутья ногами и руками, изо всех сил трясет клетку. Реально страшно.

– Пугает вас. Ты у нас начальник. – Тамара Георгиевна успокаивает Джину.

Мирно открывающая рот макака рядом тут же вцепляется в свои прутья.

– Ты там тоже начальник!

– А себя обезьяны осознают?

– В определенной степени да. Предъявляли фотографии обезьян для выбора – своих и чужих. Себя выбирали хорошо. Опознают людей, реагируют на знакомые голоса, интонации. Если приходит какой-то человек, начинает с ними разговаривать не нашими голосами – по-другому себя ведут даже детеныши.

Еще одно направление исследований антропоидника – изучение связи между поведением, показателями энцефалограммы (метод измерения активности головного мозга) и сердечным ритмом. Таким методом исследуется, например, тревожность. У тревожных детей и животных выявляется одна картина сердечного ритма, у менее тревожных – другая. Это показывает, что центры мозга у тревожных и нетревожных детей и обезьян связываются по-другому, чем у менее тревожных.

Джина умеючи чистит принесенный нами банан. По клетке летает резиновый мяч, который она швыряет похлеще волейболиста Динейкина. Жует банан и целится аккурат в фотокорра – Еву. Секунда, и Ева в банане.

– Обычно ей жалко бананом кидаться, – замечает сотрудница Инна и подает Джине журнал «ММ».

– А-у-а-у-у! – Журнал летит в угол вольера. Пронзительный визг. Но любопытство пересиливает ревность. На минутку присев, Джина с явным интересом листает. Внимательно смотрит. Швыряет.

– Плохо написан, – заключает Тамара Георгиевна. – Мелко и картинок мало. Нам если картинка не нравится – мы еще кулаком ее будем долбить.

«Культурные» обезьяны понимают речь, причем с младенчества. Потому что еще в животе мамы слышат человеческий язык и различают его символы. Если с ними заниматься, достигают уровня среднестатистического двухлетнего и даже пятилетнего ребенка, знают до 1000 слов. Куда там Эллочке-людоедке.

– Ну, не надо наших обезьян с Эллочкой… Мы намного продвинутее. Но заговорить – они, к сожалению, не заговорят. Может, через миллион лет…

– Что нужно, чтобы обезьяны развились до уровня человека?

– Миллионы лет и развивать. Если мы возьмем дикую обезьяну – она нам не сделает того, что сделает эта. Причем они обучают своих детенышей тому, чему учатся сами. Это как интеллигентная семья, которая передает знания из поколения в поколение. Подметают, стены моют, себя щеткой могут мыть. И чем больше с ними занимаешься, тем больше они умеют.

Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK