Первые ископаемые останки пернатых полярных динозавров найдены в Австралии

10 окаменелых перьев – первые свидетельства того, что около 100 миллионов лет назад в районе южного полюса обитали пушистые динозавры.
Первые ископаемые останки пернатых полярных динозавров найдены в Австралии

Разговоры о том, какие динозавры имели перья, какие – чешую, а какие – оба типа кожного покрытия, идут давно. Например, знаменитые тираннозавры, вероятно, были чешуйчатыми, однако у некоторых видов доисторических хищников определенно было пышное, возможно даже разноцветное оперение. Но обнаружение ископаемых перьев – крайне редкое явление, поскольку мягкие ткани могут сохраниться только в очень специфических условиях, поэтому такие находки всегда становятся открытием.

10 окаменелых перьев были найдены еще в 1960-х годах во время строительства дороги неподалеку от местечка Кунварра в юго-восточной Австралии. Тогда ученые решили, что это останки древних птиц. И только в наши дни был проведен детальный анализ окаменелостей, доказавший, что они принадлежали динозаврам.

«Раньше в полярных районах никогда не находили окаменелых перьев, – говорит палеонтолог Бенджамин Кир из Университета Уппсалы в Швеции. – Тем ценнее открытие, которое подтверждает, что в древних полярных регионах обитали пернатые динозавры и первобытные птицы».
Около 118 миллионов лет назад Австралия была частью единого с Антарктидой континента, правда, климат на нем был не столь экстремальным, как сегодня. И, тем не менее, согласно исследованию, опубликованному в журнале Gondwana Research, динозаврам и первым птицам приходилось выживать в условиях длинной и темной зимы.

Изучив окаменелые перья, исследователи пришли к выводу, что только одно из них напоминает тип перьев, использующийся современными птицами для полетов. Остальные были более мягкими и похожими на волосы. Интересно, что рядом не было найдено ископаемых останков скелетов – это говорит о том, что животное могло сбросить их во время линьки. Вероятно, перья были темного цвета, что необычно для полярных регионов и может означать, что животные меняли цвет в разные сезоны.

«Звучит логично, что эти перья могли помогать динозаврам и первобытным птицам согреваться», – говорит Райан МакКеллар, один из авторов исследования.

Самое большое перо достигает всего половины дюйма в длину (чуть больше 1 см), а самое маленькое, напоминающее пушок только что вылупившегося птенца, - менее четверти дюйма (около 6 мм). Поскольку большинство перьев не подходило для полетов, они могли принадлежать небольшому, не умеющему летать хищнику из семейства дромеозавридов.

Фото: Peter Trusler