Обнаружены взаимосвязи, определяющие разнообразие птиц на островах

Исследование молекулярных данных разных видов птиц, обитающих на 41 океаническом архипелаге, позволило понять, как размер территории и изоляция острова влияют на разнообразие пернатых.
Обнаружены взаимосвязи, определяющие разнообразие птиц на островах

Известно, что уровень биоразнообразия на планете неравномерен, но почему на некоторых островах, например, Галапагоссах или Гавайях, обитает так много уникальных видов птиц? В 1960-х годах Роберт МакАртур и Эдвард Уилсон предложили теорию, получившую большое распространение в биологии, – теорию равновесия островной биогеографии. Она предсказывает количество видов на отдельно взятом острове в зависимости от его размера и расстояния до ближайшего материка. Примечательно, что до сих пор ни одно исследование не проверяло на глобальном уровне, как размер острова и его изоляция влияют на уровень колонизации, эволюционирование видов или их исчезновение. Эти взаимосвязи на протяжении десятилетий оставались неясными.

В новом исследовании команде орнитологов, эволюционных биологов и специалистов по математическому моделированию впервые удалось разобраться в этих связях.

«Мы выяснили, что, например, уровень колонизации зависит от отдаленности острова от материка, а исчезновение видов тесно связано с размером острова, что подтверждает основные положения теории МакАртура-Уилсона, – говорит Соня Клегг, доцент кафедры эволюционной экологии Оксфордского университета. – Кроме того, нам удалось расширить теорию, включив в нее видообразование, на которое влияет как изоляция острова, так и его размеры, а также описать точную форму этих взаимосвязей для птиц».

Еще одним важным открытием стало обнаружение того, что абсолютное большинство островных видов птиц представляют собой уникальную ветвь эволюции, не имеющую близких родственников даже на тех островах, где они обитают. По словам Клегг, было бы интересно применить эту теорию к другим таксонам, например, муравьям, млекопитающим, рептилиям, чтобы ответить на давние вопросы о биогеографических моделях распространения видов.

Фото: CHRISTOPHE THEBAUD