Обнаружено старейшее в мире свидетельство длительной родительской заботы

В журнале Nature Ecology and Evolution опубликовано исследование ископаемых останков ранее неизвестного вида синапсид – животных, напоминавших современных варанов.
Обнаружено старейшее в мире свидетельство длительной родительской заботы

Возраст останков – около 309 миллионов лет. Они состоят из частей скелета взрослой особи и детеныша, причем останки детеныша расположены за задними конечностями взрослой особи и окружены ее хвостом. Это может свидетельствовать о том, что такой тип поведения, как длительная родительская забота, появился на 40 миллионов лет раньше, чем считалось прежде.

Родительская забота о потомстве после его рождения наблюдается у многих видов позвоночных, включая птиц, рептилий, млекопитающих, рыб и амфибий, однако она отсутствует у других классов животных. Предыдущие ископаемые свидетельства такой заботы принадлежали виду варанопсеидов Heleosaurus scholtzi, который обитал на территории Южной Африки от 298 до 251 миллиона лет назад. Подобные находки очень важны, поскольку сохранившиеся вместе ископаемые останки родителей и детенышей встречаются крайне редко.

В недавнем же исследовании Хиллари Маддин и ее коллеги описали ископаемые останки взрослого и молодого вида варанопсеидов, названного Dendromaia unamakiensis. Они были найдены в пне дерева в Канаде. Ученые считают, что пень мог служить логовом для родителя с детенышем.

Размещение варанопсеидов D. unamakiensis на эволюционном древе животных пока вызывает споры среди ученых. Обычно их относят к синапсидам – предкам млекопитающих. Однако некоторые ученые считают, что варанопсеиды были не млекопитающими, а рептилиями – диапсидами, от которых впоследствии произошли крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи и птицы.

Фото: Henry Sharpe