Дмитрий
я могу , но это не точно
Non in aves, sed in angues
Дмитрий Жиляев

Не просто букашки

Рогатые, слепые, с осиным жалом и круглые, как виноград, – каких только муравьев не появилось на земле в ходе эволюции! Расскажем о самых нестандартных видах.
Не просто букашки

Рогатая армия

В старых лесных пнях Юго-Восточной Азии живут настоящие мутанты. Для максимальной защиты от хищников эволюция снабдила муравьев из рода полирахис (Polyrhachis bihamata) тремя парами рогов, расположенных на груди и «талии» – петиолюсе (сегмент, соединяющий брюшко с грудью). Ими удобно отпугивать недоброжелателей, а при необходимости можно и проткнуть врага! Но это еще не все: если колонии угрожает опасность, муравьи сцепляются задними крючковидными рогами – и вот нападающий уже имеет дело с агрессивной колючей сетью, которая устрашает одним своим видом.

Медовые муравьи

Собственно, муравьями их с первого взгляда и не назовешь. Рабочие особи этих видов так набивают свои брюшки медовой росой, что становятся похожи на виноградины янтарного цвета. Лакомство для муравьев «готовит» растительная тля, которая питается соком растений с высоким содержанием сахара. Избыток этого сахара тля оставляет на листьях, и муравьи его слизывают, а также дополнительно «доят» насекомых, поглаживая их своими усиками. Все это умеют и обычные лесные муравьи, но их медовые собратья заправляются провизией чуть ли не на всю колонию сразу. Дело в том, что обитают эти виды в основном в пустынях Мексики и Австралии, где найти растительность, да еще и с тлей, не всегда просто. Так что насекомые запасаются росой впрок. Наполнившись до отказа, они выполняют роль контейнеров с едой, к которым всегда можно подползти для перекуса.

Марсианская эврика

Латинское название этих муравьев (Martialis heureka) можно перевести как «находка с Марса», – настолько этот вид, обнаруженный в лесах Амазонки, не похож на все остальные. У Martialis бледно-желтое, почти бесцветное тело, а глаза отсутствуют. Обитают муравьи под землей и охотятся с помощью длинных хватких челюстей. Анализ ДНК показал, что подземные хищники – представители древнейших муравьев, возникших на заре эволюции этих насекомых. Они развивались по своему независимому пути и приобрели ряд характеристик, благодаря которым в 2008 году были выделены в отдельное подсемейство (Martialinae). До этого последнее подсемейство муравьев было открыто в 1923 году.

1  /  4