Микроскопическим археям пришлись по вкусу метеориты

Справедливо предположить, что жизнь на нашей древней планете могла бы и не появиться, если бы не бомбардировка метеоритами. Считается, что именно они - источник редких элементов, таких как, например, фосфор, не говоря уже о гораздо более сложных органических соединениях.
Микроскопическим археям пришлись по вкусу метеориты

Поэтому международная группа исследователей задалась вопросом, не проявили ли некоторые организмы интерес к использованию этих довольно специфических сочетаний минералов в качестве пищи.

В качестве «закуски» был выбран обычный скальный метеорит под названием «Северо-Западная Африка 1172» (NWA 1172), 120-килограммовый кусок, обнаруженный ещё в 2000 году. Учёные взяли образцы метеорита, простерилизовали их, а затем начали пересаживать на них культуры архей. Другую группу микроорганизмов поселили в пробирку с измельчёнными образцами медно-железо-сернистого минерального халькопирита.

Археи — очень необычные существа, способные использовать в качестве источников энергии солнце, оксиды металлов, аммиак и многое другое. Через некоторое время выяснилось, что популяция организмов, высаженная на метеоритный образец, достигла пика раньше, чем это случилось культурой, посаженной на халькопирит.

Более тщательный осмотр мест их обитания с помощью других методов микроскопии выявил некоторые хитрые приемы, используемые микробами. Вне тел архей были замечены крошечные пузырьки, которые, по всей видимости, помогают снижать токсичность их еды.

Учитывая темпы размножения и роста этих существ, учёные сделали вывод, что «метеоритная диета» кажется для архей более предпочтительной. Химический и микроскопический анализ остатков «банкета» позволил исследователям получить потенциальную биологическую сигнатуру, которая в будущем может быть использована для определения того, были ли метеориты или другие космические породы когда-либо заселены подобными одноклеточными организмами.

Некоторые их виды почти наверняка могут пережить неудобства, связанные с путешествием в межпланетном вакууме, поэтому всегда остаётся возможность того, что микроскопические «астронавты» могли появиться на нашей и не только планете.

Фото: Milojevic et al.