Антарктика могла быть тропической зоной 90 миллионов лет назад

Удивительно хорошо сохранившийся образец почвы заставил исследователей полагать, что замерзший континент когда-то был домом для болотистой экосистемы.
Антарктика могла быть тропической зоной 90 миллионов лет назад
Морозный и пустынный континент скрывает гораздо больше, чем представлялось ранее. Учёные обнаружили, что под антарктическими льдами находятся следы древнего болотистого тропического леса, который существовал задолго до того, как люди начали бродить по Земле.
Исследователи даже не подозревали, что подобная экосистема когда-либо существовала на замерзшем континенте до тех пор, пока одна команда не смогла поближе рассмотреть разложившееся растительное вещество, выкопанное из-подо льда и поднятое на борт экспедиционного корабля.
Благодаря низким температурам кусок доисторической почвы, пролежавший во льдах от 83 до 92 миллионов лет, оказался пригоден для анализа. Его результаты показали наличие следов ряда объектов растительной жизни, которая процветала в том, что исследователи считают заболоченной и влажной экосистемой.
Опубликованные на этой неделе в журнале Nature анализы рассказывают о том, что в самый жаркий период за последние 140 миллионов лет Южный Полюс планеты мог похвастаться тропическими лесами, похожими на те, что есть сегодня в Новой Зеландии.
История открытия началась ещё в 2017 году, когда Иоганн Клагес, специалист центра полярных и морских исследований в Германии, и его коллеги находились на борту немецкого ледокола RV Polarstern у западного побережья Антарктиды. Исследовательская группа была занята раскопками местности, в которой, по предположениям, находилось странное вещество, скрытое под слоем песчаника.

Учёные считали, что на ранее неизведанной глубине лежит что-то очень древнее. В процессе раскопок один из них извлёк кусок странного, похожего на грязь материала. Исследователи были удивлены – ведь если этот материал был таким старым, как полагала группа, то он должен был уже превратился в уголь.
Ни один из них ранее не встречал ничего подобного, поэтому они приняли решение законсервировать объект и изучить его подробнее. Позже рентгеновские снимки материала обнаружили в нём сеть из сохранившихся корней.
Команда определила, что их догадка была верна: образец датировался серединой мелового периода, или пиковой эпохой динозавров. Хотя корни уже начали разлагаться на уголь и не могли быть отнесены к какому-либо виду, другие части образца, полученные из растений, выявили в их хозяевах родственников современных папоротников и хвойных деревьев.

Главной трудностью в исследовании стало то, что учёные не могли с точностью сказать, какие виды процветали в то время на этом месте. Все экосистемы прошлого строятся в сравнении их с современными видом, ну а те растения, которые покрывали Антарктиду миллионы лет назад, уже не существуют, и у них не осталось точных аналогов в современных тропических зонах.
Но теперь мы знаем как минимум один неоспоримый факт: древняя Антарктида должна была быть намного теплее, чтобы поддерживать эти влаголюбивые растения. Намеки на конкретные виды бактерий в сочетании с образцами пыльцы говорят о том, что для поддержания этой жизни летом в лесу должно была стоять температура в 20 градусов по Цельсию, а илистые, мелкие отложения, извлеченные из грязи, могли бы осесть и накопить сохраненную растительную жизнь только в том случае, если бы вода в этом тропическом лесу была медленной или стоячей.
Более широкие интерпретации того, что эта находка может означать для нашего понимания древней Земли, появились после того, как учёные обратились к услугам знакомого палеоклиматолога. С помощью данных из этого образца грязи исследователи смогли смоделировать, какие виды атмосферных условий были бы вокруг глобально, если бы этот тропический лес существовал во время мелового периода.
Как результат, модель поддержала теорию о существовании более тёплого мира, чем предполагалось ранее, а также указала на более высокую концентрацию углекислого газа в то время. Исследователи полагали, что эта древняя эпоха, в которой доминировали динозавры, могла похвастаться уровнем CO2 примерно в 2.5 раза больше сегодняшних показателей. Моделирование же указало на то, что эти уровни были в четыре раза выше уровня CO2, который мы имеем в настоящее время, что полностью меняет все представления о прошлом этого загадочного континента.
Команда планирует продолжить изучение того, какой должна была быть эта древняя среда обитания, чтобы узнать больше об истории некогда тропической территории. И кто знает, какие ещё загадки откроются нам подо льдами Антарктиды?

Фото: Discover Magazine / Alfred-Wegener-Institute