я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Кто придет к власти?

Накануне президентских выборов мы не смогли остаться в стороне от политической жизни России и решили поговорить с издателем «ММ» Александром Новиковым о механизмах сегодняшнего российского общества.
Кто придет к власти?
– Как вы считаете, изменилось ли как-то состояние общества перед выборами президента?
– Если отвечать совсем коротко, то, конечно, изменилось. Понятно, что в последнее время общество стало более политизированным и более, так сказать, агрессивно настроенным к самому процессу выборов.

– А хорошо ли это?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно рассказать о своей логике и видении этого процесса. Но для начала определимся с понятиями. Одно из них я хочу сразу ввести, чтобы было ясно, о чем мы говорим – это понятие относительности. Потому что, разговаривая с людьми, часто слышу высказывания: «Ну смотри, все же хорошо. Машины есть почти у всех, за границу отдыхать ездим, магазины большие построили. Всё есть». И на самом деле, спорить с этим не будешь. Но это смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с тем, как жили мои родители, то материальная составляющая у нас лучше.

В принципе, есть положительные и отрицательные моменты во всем, но всегда надо иметь точку опоры, относительно которой можно делать какие-то выводы. Если говорить о жизни общества при социализме и сравнивать с его нынешним состоянием, то оно от «совсем безмолвного» перешло в состояние «разговорчивого». Это произошло в основном благодаря Интернету и социальным сетям, которые способствуют эмоциональным высказываниям. Но, на мой взгляд, этого недостаточно для чего-то такого, что изменит нашу жизнь. 

Александр Новиков
– Вот вы любите русские народные пословицы и поговорки. И здесь напрашивается одна из них: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Русский народ терпеливый, он долго терпит, но когда-нибудь это терпение закончится.
– Вот давай вот это что-то обсудим. То, что ты сейчас сказала, это такая общая доступная версия. А что накопится?

– Мне кажется, что должна накопиться злость. Состояние нашей страны расстраивает. В социалистические времена у нас были самолеты, холодильники, телевизоры, космические корабли не самые плохие в мире… А сейчас у нас есть только нефть и газ.
– И что? А может и не надо производить? Зато у нас все есть дома. Чего тебя не устраивает?

– «За державу обидно».
– «За державу обидно?» Ну, понимаешь, это такая хорошая, важная фраза, но я боюсь, что многие не понимают ее содержания. Так или иначе, но изменения какие-то происходят. На сегодняшний день с материальной точки зрения в нашей стране все относительно неплохо. Моей теще 76 лет, и она мне часто говорит: «Саша, как мы здорово стали жить! Сейчас вообще рай земной! Ты не представляешь, как раньше было, мы надрывались, работали по три смены, строили зимой… А сейчас все есть». И ты знаешь, мне иногда даже трудно возразить ей, потому что каждый человек живет в определенном своем мире, и она, например, никогда не ездила в Финляндию. Вопрос в чем? Просто мир изменился в принципе, и на все надо смотреть относительно. Двигается научно-технический прогресс, и мир двигается вперед. Нельзя взять картинку этого мира, наложить на мир пятидесятилетней давности и сказать: «Мы стали жить лучше!» Мы не стали жить лучше, мы просто стали жить в другом мире.

Я уже рассказывал тебе свою точку зрения, и еще раз хочу ее подчеркнуть, это отвлечение в сторону, к вопросу о том, в каком состоянии наше общество. Я абсолютно уверен, что жизнь человека имеет две градации – это материальные и духовные интересы человека, и они тесно связаны друг с другом. Без этого нельзя. Кроме стремления к материальному благополучию, мы все хотим быть счастливыми. И когда подписываем открытку, то чаще всего мы желаем счастья, любви и хороших друзей. Мы дорожим дружбой с каким-то человеком не потому, что от него зависим, а по какому-то внутреннему чувству…

Понимаешь, есть определенный баланс ценностей. Иногда духовные ценности в жизни человека имеют гораздо больший вес, чем материальные, и он не пойдет на подлость, на сговор со своей совестью ни за какие деньги. Материальные и духовные ценности, конечно, часто переплетаются, но каждая имеет свою стоимость, цифру, в которую так или иначе ее можно оценить. Ну, или не имеет. Общество будет счастливым и динамично развивающимся, когда у него есть баланс ценностей. Когда, скажем, духовные ценности не уходят далеко и не отрываются от материальных. Соответственно, и наоборот. К сожалению, жизнь устроена таким образом, что по разным причинам общество все время находится в некоем волнообразном движении. Сначала одни ценности начинают превалировать над другими, потом картина меняется и так далее. Эти колебания всегда были и существуют сейчас, но по сути общество должно развиваться, подтягивая за собой отношения к ценностям, как к материальным, так и к духовным одновременно.

– Тогда вопрос такой: почему перед президентскими выборами значительно выросла зарплата у милиции и военных?
– Ты меня утаскиваешь в политику, а мы все-таки не политический журнал. Если мы говорим о выборах президента, то важно постараться понять механизмы, которые работают в обществе, а не политику конкретных людей. Мне Путин не нравится, и его политика не нравится, но я пытаюсь раскрыть механизм – что происходит, понимаешь? Где гарантия того, что завтра придет человек, который будет лучше Путина, а не хуже? Роль личности в истории не надо сбрасывать. Мы не знаем, кто придет. Может придти человек, который все так закрутит в бараний рог, что мы и крякнуть не успеем. 

– Вы думаете, что шести лет хватит, чтобы все перевернуть?
– Ну а почему не хватит? Вот пришел когда-то Лукашенко к власти, председатель колхоза, привели люди так же, как и нашего Путина. Прошло и два года, и четыре, и уже восемь, и двенадцать… и он никуда уходить не собирается. И ничего не поменялось. Потому что есть роль личности в истории. Потому что личность бывает сильнее людей, которые ее окружают. От личности зависит очень много. Давайте выберем президента, который будет «шестеркой»? Мне не надо такого президента. Лучше вообще без президента. Нужен человек, который будет лидером нации. Я общаюсь в блогах, и там много иностранных советчиков по этому поводу: «Вы должны быть как Европа, у вас не должно быть лидера». Я считаю, что лидер должен быть. Чего мы передергиваем? В истории человечества было достаточно лидеров, которых до сих пор помнят, ценят и молятся на них, начиная с Иисуса Христа. Личность как таковая всегда существовала и будет существовать.

Вернемся к первому вопросу об обществе. На сегодняшний день мы все ушли в материальные ценности и забыли про духовные. И наш национальный лидер, президент, про которого мы все время говорим (и даже не существенна его фамилия), проповедует величие материальных ценностей, то, что называется «за деньги продам и мать родную». И вот это главное. Неважно, хороший он человек или плохой, много у него денег или мало, вопрос в том, что его идеология и руководство приводит общество к нарушению баланса между ценностями. И общество начинает отклоняться резко в сторону. Но на каком-то этапе все должно опять вернуться к балансу.

– И что же делать, чтобы вернуться к балансу?
– Ничего не надо делать, потому что жизненный цикл все равно нас вернет обратно. Иначе общество просто разрушится. Мы сами себя убьем. Войны всегда регулировали жизнь человечества, конфликты – это настройка баланса. Если проанализировать, то в сторону духовных ценностей мы резко отклонились при социалистическом строе. Материальные блага были неважны, на них никто не обращал внимания. Не было баланса, за Ленина и за Сталина жизнь отдавали. Не за деньги. Это другая крайность была, которая ушла в сторону духовных ценностей, и таким образом баланс тоже был нарушен. Но его жизнь вернула обратно, и теперь мы с новым рывком пошли в другую, материальную сторону. Чем мы отличаемся от Европы и от мира в целом? У них эти колебания небольшие, так как они научились их сглаживать. А мы – другие, более эмоциональные, и наши колебания в одну или другую сторону гораздо больше. Поэтому вопрос не в том, когда кончится наше терпение, а в амплитуде колебаний, которая на сегодняшний день максимальная и смена власти при этих условиях неизбежна. И если мы еще какое-то время просуществуем в таком состоянии, то общество должно просто разрушиться, так как у нас нет государственности в целом, у нас нет судов, милиции, образования, здравоохранения. Вернее, есть, но они не работают. Мы не создали идеологической основы, чтобы поддерживать баланс между материальной и духовной составляющей. На сегодняшний день главный лозунг: «Зарабатывай деньги любым путем!» И этот лозунг приводит к тому, что мы сами себя убиваем. Мы идем в больницу, и врач, который нас осматривает, думает только о том, как бы побольше денег с нас получить. У него почему-то нет стремления быть лучшим в своей профессии, вылечить больного, получить моральное удовлетворение от своего труда – а это как раз и есть та духовная составляющая. Мы, как нация, себя уничтожим, если не вернемся на круги своя.

– Так, может, народные волнения, которые сейчас происходят, начало этого пути?
– Это неизбежный процесс. Я абсолютно уверен, что смена власти произойдет, потому что мы не можем разрушиться как общество. Иначе мир бы давно развалился на части, и человечества бы уже не было. Но куда нас понесет и с какой скоростью, зависит от того, какие личности придут к власти. Общество на сегодняшний день слабое, оно не умеет принимать решения, потому что власть нынешняя отучала это общество быть взрослым и самостоятельным. Я понимаю, что общество готово воевать, но по принципу: «Ну вот как бы сделать так, чтобы у нас все было и нам за это ничего не было?» Понимаешь? Вот такой хороший лозунг. Но это тост за рюмкой водки, а не тогда, когда происходит революционный процесс или смена власти в государстве.

– Вы считаете, что нет людей, которые пойдут на баррикады?
– Люди есть, пойдут и только так! Общество как вода, которую потихоньку нужно подогревать. Если воду подогревать, то она начнет бурлить и дойдет до кипения. Так вот, точкой кипения в обществе будет всего один день, когда и произойдет смена власти. Я в этом абсолютно уверен.

Хозяйствующим субъектом должен управлять человек, который соображает в этих процессах. Вот возьми Владимира Владимировича, он, может быть, и хороший человек на самом деле, я не знаю… был хороший профессионал в своей области. Но это совершенно не значит, что хорошего профессионала, например, пианиста, можно посадить управлять самолетом и сказать: «Ты же классный музыкант, ты что, не можешь самолетом управлять?» Это разные вещи. Мы почему-то все время это забываем. А страна – это большой самолет, это огромное количество людей, характеров, эмоций, это не музыкальный инструмент, понимаешь? Совсем не музыкальный инструмент.

– А нужен ли России президент? Может быть, не нужно России лидера?
– Я все-таки считаю, что в любом обществе должен быть человек, который является стержнем, который принимает решения и несет за них ответственность. Другой разговор, что должна быть создана и законная система противовесов, которые не позволят ему уходить в какие-то критические ситуации борьбы за собственную власть, но, тем не менее, личность должна быть. Ну вот возьмем, допустим, Сингапур, там тоже человек Ли Куан Ю узурпировал власть на тридцать лет! И сейчас его сын у власти. Но, похоже, никто из Сингапура уезжать не собирается, наоборот, туда идет поток эмигрантов, которые хотят там жить.

– Дело в том, что он много сделал для государства, а не для личного обогащения.
– Ну, неважно. Это был человек. А если бы не было человека, не было бы и Сингапура. Если бы не было Петра I, может быть, не было бы России в том виде, в котором мы сейчас находимся. Не было бы Маннергейма – не было бы и Финляндии в том виде, в котором она сейчас есть, и так далее. Мы не должны исключать лидера. Да, есть плюсы, минусы, есть некие нюансы, которые, в общем-то, надо учитывать, но все равно без человека ничего не будет. Мы превратимся в безликое общество, мы не будем двигаться вперед. Мне кажется, общество двигают вперед люди, конкретные люди, конкретные фамилии.

– Ну, с одной стороны да, а с другой стороны, они же могут возникать внезапно.
– Так они и возникнут внезапно. Те лидеры оппозиции, которые есть сейчас, это не те люди, которые, в общем-то, могут возглавить такое государство. Одно дело шуметь, делать революционные процессы какие-то, а другое дело управлять государством. Это совершенно разные вещи. В любом случае к власти если придет кто-то, то он будет не из этих людей, давайте реально смотреть на вещи.

– Но на выборы-то надо идти?

– Надо. Но ситуация такая, что я не знаю, за кого буду голосовать, потому что реально понимаю, что за Путина я голосовать не могу, это не та фигура, которая может быть лидером государства. Но среди тех людей, которые попали в список кандидатов, нет человека, на которого можно было бы реально поставить. Самая ближняя фигура – Зюганов, но это старый больной человек, и я даже не представляю его президентом. Когда люди рвутся в президенты, они должны понимать, что им придется работать, а не сидеть на троне и отдыхать. Там надо, извините, вкалывать. Вкалывать по полной программе, потому что страна находится в упадке.

– Так вы будете голосовать за Путина?

– Нет, я не буду голосовать за Путина. Я буду голосовать, скорее всего, за Зюганова, но не за политическую фигуру, а как протестное голосование, против Путина. Потому что я реально понимаю: даже если выберут Зюганова, то его скинут гораздо быстрее, чем Путина, потому что он будет не в состоянии управлять государством. Его поймают на какой-нибудь ерунде и оттащат в сторону, и все, будет кто-то другой. Но голосовать придется за него, потому что иначе мы в тупике.

– А вас не смущает, что впереди стоят люди, которые наворовали денег, а не те, которые представляют истинные ценности?
– Те люди, которые представляют истинные ценности, они занимаются делом. Я абсолютно уверен, они пойдут во власть… Когда придет время, кто-нибудь появится. Я в этом уверен.

– И когда же оно придет?
– В этом году. Ну, я так думаю, что кризис управляемости нашим государством должен в этом году закончиться, иначе мы начнем сами себя уничтожать. Физически. Мы и сейчас уже физически себя уничтожаем, но просто скорость уничтожения увеличится. Поэтому что-то должно произойти. Я думаю, что в любом случае, конечно, 4 марта выберут Путина…

– В первом туре или во втором?
– Да это неважно. Это не принципиальный вопрос. Какая разница? Это просто игра.

– И что будет с нашей страной?
– Все будет с нашей страной нормально. Большинство людей поймет, что они, конечно, «едят Путина», но он им не нравится, и до конца года что-то произойдет. В какой форме? Это вопрос философский, я не знаю. А потом все зависит от того, кто конкретно придет к власти. Конкретный человек, и его фамилия, и его харизма, и его желание для этого государства что-нибудь сделать. Я думаю, что нас ждут достаточно интересные перемены. К лучшему или худшему? Жизнь покажет. Но они нас ждут. И новые персонажи на нашей политической арене появятся.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK