Полина
я могу уместить все в 280 символов
кто такой джон голт
Полина Агеева
Все записи
текст

Фейкньюс: как не поддаваться обману в интернете

Фейковые новости стары как человеческий род, но сейчас их распространение обретает максимальный масштаб благодаря Интернету. Мы постоянно видим в сети кричащие заголовки про знаменитостей, политиков и «шокирующую правду» о них. Что же такое fake news и как перестать им верить?
Фейкньюс: как не поддаваться обману в интернете

Не все то фейк ньюс, что неправда

Когда подруга рассказывает вам, что застукала вашего бойфренда за чем-то плохим, а потом выясняется, что она соврала, – это еще не фейк ньюс. А вот если ваш бойфренд – известная личность, и ваша подруга болтает об этом журналистам, а те публикуют ее историю, она моментально становится фейковой новостью. Словарь английского языка Collins в 2017 году назвал fake news словом года, определив их как «фальшивую, часто сенсационную информацию, маскирующуюся под новостную журналистику». В основе фальшивой новости может быть как выдуманное журналистами событие с целью пропаганды и запугивания людей, так и просто непроверенный слух.

Фейковые новости существуют и популярны, потому что мы такие, какие есть. Простая истина – люди в Интернете любят все, что погорячее да поскандальнее. Мы обращаем внимание на резонансные посты, а серьезную аналитику пропускаем. Правда скучна, а ложь будоражит – вот и весь секрет успеха выдуманных новостей.

Чем еще можно объяснить их популярность? Мы не доверяем тем, кого считаем опасным или недобросовестным, – например, чиновникам, бизнесменам и разным социальным институтам. И если прочитаем подтверждение их недобросовестности в Интернете, пусть даже фейковое, лишь еще больше убедимся в своей правоте. А чтобы рассказать всем, что мы были правы, поделимся этой новостью в соцсетях: «Я же говорил!» Поэтому любая «утка», раскрывающая «правду» о чем-то, быстро соберет просмотры.

Среди жителей Нью-Йорка ходят сказки про гигантских крыс в канализации, передаваясь из уст в уста как «альтернативная правда». Социальные антропологи называют это явление городской легендой. Фейковой новостью она может стать, когда попадет на страницы СМИ с заголовком «В подземке Нью-Йорка замечены гигантские крысы, сообщают очевидцы».

Кроме того, люди склонны переживать и сочувствовать, поэтому готовы поверить в слезливую историю, даже нереальную. Еще одна причина популярности фейков – наша эволюционная черта: реагировать на опасность и предупреждать о ней своих соплеменников. Но в XXI веке мы не прибегаем в пещеру и не кричим: «Спасайтесь от мамонта!», а сидим в своих квартирах и пересылаем «соплеменникам» посты с чем-то предостерегающим. Фейковые новости питаются нашими страхами: конец света, смерть детей, экономический кризис, природные катаклизмы. Быстрее всего фейк распространяется в ситуации угрозы, когда члены сообщества хотят предупредить других о надвигающейся опасности.

В 2001 году американские когнитивные психологи Крис Белл, Чип Хит и Эмили Стенберг (Chris Bell, Chip Heath, Emily Steinberg) из Стэнфордского Университета и Университета Дьюка решили выяснить, почему городские легенды, слухи и фейковые новости так оперативно и массово распространяются. Их статья опубликована в 2001 году в научном журнале NCBI. В ходе эксперимента испытуемые читали истории, в которых главный герой находит в банке из-под кока-колы дохлую крысу. Конец историй был вариативным и отличался по степени отвратительности: в первой версии человек замечал крысу по запаху, во второй – видел ее в момент глотка, в третьей версии крыса попадала ему в рот вместе с напитком. Большинство подопытных рассказывали другим самую неприятную версию. Данные эксперимента подтвердил анализ сайта с городскими легендами: чем больше отвратительных фрагментов содержит текст, тем больше сайтов его перепечатывают. Так психологи создали теорию «эмоционального отбора мемов», согласно которой люди предпочитают делиться новостями и фактами, вызывающими неприятные эмоции. Поэтому главная цель авторов ложных новостей – получить у читателей эмоциональный отклик, заставить людей бурно обсуждать эту тему и распространять ее среди своих друзей и знакомых.


Авторам фейков необходимо, чтобы человек кликнул по их ссылке, и помогает им в этом кликбейт-заголовок. «Волгоградский пенсионер протаранил 12 элитных машин чиновников» – эта новость в апреле 2019 года стала вирусной во многом благодаря заголовку. Кому не будет интересно узнать подробности про разъяренного пенсионера? Но быстро выяснилось, что история – фейк, а заголовок – не что иное, как кликбейт.

Кликбейтом называют контент, заманивающий читателя своей провокационностью и сенсационностью. Кликбейт-заголовки заставляют человека перейти по ссылке, но в тексте новости будет написано совсем другое. Чаще всего авторы таких материалов просто хотят заработать – за каждый клик по ссылке им капает копеечка.

Кто склонен распространять подобную неправду, решили выяснить социальные психологи Роланд Имхов (Roland Imhoff) и Пиа Лэмберти (Pia Lamberty) из Университета Майнца в Германии. В течение своего эксперимента они распускали в подопытных группах фейковые новости и конспирологические слухи, после чего наблюдали, кто их передает. Главными «болтунами» оказались люди, которые в обычной жизни старались привлекать к себе внимание, но не получали его. Распространение сенсационной информации удовлетворяло их «запрос на уникальность» и таким образом поднимало их статус в сообществе. Исследование было опубликовано в 2018 году в журнале Social Psychology.


Хотя авторы фейков довольно хитры, есть множество способов не попасться на их удочку. Всегда проверяйте дату публикации – фейк ньюс любят вытаскивать из подвалов устаревшие инфоповоды, о которых все забыли. Проверяйте, кто еще написал об этом, – вряд ли вы найдете больше 10 сайтов, опубликовавших эту историю. А те недо-СМИ, которые опубликовали, будут выглядеть подозрительно и называться как-нибудь вроде «Новостной вестник привокзальной площади Астрахани». Все фальшивые новости, даже на разных сайтах, пишутся однотипно – обычно это перечисление одного и того же разными словами, а про экспертов и конкретных источников речи не идет. В тексте используются сильные эпитеты, помогающие нагнетать обстановку: «Совсем маленькие дети в смертельном состоянии оказались в больнице после того, как…» Еще отличить лживый текст можно по стилистическим и грамматическим ошибкам, смысловым и логическим недоработкам в новости.

Группа ученых из Вашингтонского университета совместно с Институтом Аллена создала нейросеть, способную генерировать фейковые новости. Возможно, в будущем написанные искусственным интеллектом fake news будут активно использоваться для дезинформации и пропаганды, поскольку это дешево, быстро и не требует человеческого фактора.

Фото: sompong_tom

На что повлияли?

Несмотря на то что поддельные новости существовали еще в Древнем Риме, мир заговорил о них не так давно – в 2016 году. И связано это с американскими выборами президента 2016 года. Во время той предвыборной гонки главной мишенью фейковых новостей стала кандидат Хиллари Клинтон. Распространение дискредитирующих историй очень ударило по ее репутации, а ряд аналитиков склонны считать, что это и стало причиной ее поражения. По данным опроса, проведенного исследовательским центром Pew Research в декабре 2016 года, у 64 % взрослых американцев выдуманные новости о кандидатах вызвали «много путаницы» в их представлениях о выборах, 24 % респондентов заявили, что фейки заставили их чувствовать «некоторое замешательство». Так что масштабы влияния выдуманных новостей очень ощутимы.

Большая их часть распространялась в социальных сетях Facebook и Twitter, где американцы отслеживают новости (44 % американцев в качестве новостного ресурса используют ленту Facebook, то есть почти половина страны). Поскольку люди склонны читать только заголовки, зачастую не отражающие суть текста, фейки распространялись по соцсетям со скоростью света. По данным издания BuzzFeed, во время американских выборов число репостов фальшивых новостей в Facebook превысило число репостов правдивых новостей, поскольку «утки» больше соответствовали ожиданиям и были более захватывающими. За три месяца 20 самых популярных публикаций сайтов с поддельными новостями и пропартийных блогов собрали 8,7 млн реакций (лайки, репосты, комментарии), а 20 самых популярных материалов ведущих американских СМИ собрали 7,4 млн реакций.


Из соцсетей fake news переходили на респектабельные ресурсы и приводили к крупным скандалам, таким как Pizzagate. Во время предвыборной гонки на десятках сайтах с ложными новостями появились данные о том, что сотрудники штаба Хиллари Клинтон связаны с тайной организацией педофилов. Посредником якобы выступала популярная пиццерия Comet Ping Pong в Вашингтоне, а доказательствами этой теории была слитая на Wikileaks переписка начальника штаба Клинтон Джона Подесты с владельцем пиццерии Джеймсом Алефантисом. Сторонники версии считали, что упоминания еды в электронных письмах были кодовыми словами – например, cheese pizza на самом деле означало child pornography. Шумиха достигла огромных масштабов, и когда новость появилась на популярных сайтах вроде Reddit, сотрудники пиццерии стали получать угрозы, а один из сторонников теории решил устроить самосуд и пришел в пиццерию с винтовкой. Он выстрелил трижды, никого не ранив. Полиция округа Колумбия назвала всю историю теорией заговора, потому что никаких реальных данных о торговле детьми и педофильской организации в пиццерии и штабе Клинтон не было. Зато история сильно ударила по авторитету кандидата в президенты.

В 2018 году Илон Маск написал в своем «Твиттере», что собирается создать систему Pravda, которая позволит людям оценивать правдивость той или иной статьи. Правда это или фейковая новость, покажет время.

Другие популярные фейковые новости утверждали, что «Хиллари Клинтон продавала оружие Исламскому государству» (организация запрещена в РФ), «Шок в Голливуде: Роберт де Ниро переходит в лагерь сторонников Трампа», а «сам Папа Римский поддержал кандидатуру Трампа на пост президента США». Все это – полная чушь, но поддельные СМИ (WorldPoliticus.com, TrumpVision365.com, USConservativeToday.com и др.) обрушивали ее на американских избирателей терабайтами. На выборах победил-таки Дональд Трамп, и хоть нельзя утверждать, что это случилось только из-за фейков в сторону Хиллари Клинтон, они все равно сыграли большую роль во всей предвыборной суматохе.

Наказывать за ложь

После президентских выборов в Америке с фейк ньюс решили бороться. И в первую очередь те, благодаря кому они распространялись. Компания Facebook, ставшая основной площадкой для фальшивых новостей, заключила соглашения по независимой проверке фактов, чтобы непроверенные сообщения отмечались для предупреждения пользователей.

А сервис Google, на первые страницы которого попадали самые скандальные фейковые новости, заявил, что лишит их авторов возможности зарабатывать. Блоки с рекламой на таких сайтах перестанут отображаться – так же компания борется с сайтами, разжигающими ненависть или публикующими порнографию и контент, демонстрирующий насилие. Компьютерные алгоритмы или команда модераторов отбирают сайты, нарушающие правила, и вносят их в черный список.

Битва ведется и на уровне законодательства. Англия, Франция и Германия создают правительственные организации для борьбы с новостными подделками. В России же 29 марта 2019 года вступил в силу закон об ответственности за распространение fake news. Теперь физические и юридические лица, причастные к публикации недостоверных данных, могут получить за это штраф. Наказание варьируется в зависимости от последствий: за распространение в СМИ или в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации штраф для граждан составит до 100 тыс. руб., для должностных лиц – до 200 тыс. руб., для юридических – до 500 тыс. руб. Если фейки помешали работе объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры, штрафы увеличиваются в три раза. А если привели к причинению вреда здоровью людей или массовому нарушению общественного порядка и безопасности, то граждане обязаны выплатить до 400 тыс. руб., должностные лица – до 900 тыс. руб., а юридические – до 1,5 млн руб. Но у закона есть минус – из-за возможности анонимного хостинга сайтов и псевдонимов журналистов авторов фейковых новостей тяжело поймать. В Интернете легко скрыться.

Что с фейк ньюс будут делать дальше – покажет время, но делать что-то нужно. По данным доклада Digital News Report 2018 года, проблема фейковых новостей беспокоит больше половины пользователей сети (54 %). Самый высокий показатель – в странах с сильной политической поляризацией общества и манипулированием общественным мнением через соцсети: Бразилия (85 %), Испания (69 %) и США (64 %).


Фото: www.noodleremover.news

Фейки всегда с нами

Фейковые новости – это не феномен XXI века и Интернета. Еще в I веке до н. э. римский полководец Октавиан Август объявил, что другой правитель (и его злейший враг) – Марк Антоний умер и завещал отдать несколько римских провинций Клеопатре. Документ попал к Сенату, копии развесили в римских форумах, отвезли в отдаленные уголки страны. Сенат лишил Марка Антония права командовать римскими легионами и не простил ему того, что он предал вековые традиции в угоду египетской царице. Ученые все еще не знают, было ли завещание подделкой, но Октавиан выиграл в этой информационной войне.

Во время эпидемии холеры в Российской империи в 1830–1831 годах в народе распространялись недостоверные новости о том, что под прикрытием болезни власти, врачи и военные хотят избавиться от «лишних» в государстве людей. По всей стране начались холерные бунты, которые привели к гибели многих людей, а за распространение слухов ввели серьезное наказание.

В первой половине XIX века газета The Sun опубликовала шесть статей, утверждающих, что на Луне существует жизнь. Журналисты рассказывали, что на спутнике обитают бизоны, козы синего цвета, рогатые медведи, единороги, двуногие бобры и раса мышелюдей. В статьях они ссылались на эдинбургский научный журнал и британского астронома сэра Джона Гершеля-младшего, который создал телескоп, позволяющий детально разглядеть объекты в космосе. Автором статей был «доктор Эндрю Грант», якобы коллега Гершеля. В шестой статье написали, что наблюдения через телескоп прекращены из-за его повреждения. Продажи The Sun выросли в несколько раз. Обман быстро раскрыли другие ученые.


Николай I пытается усмирить протестующих. Фото: wiki
В наше время одна из самых нашумевших попыток сфабриковать новость случилась в Рунете в день рождения президента России Владимира Путина. 7 октября 2017 года десятки СМИ разного масштаба, от НТВ до ТАСС, опубликовали новость о том, что в ресторане Нью-Йорка подают бургер в честь Путина. Он был пятиэтажным, весил 1952 грамма (год рождения президента) и попал в меню Lucy's Cantina Royale. Репортажи о бургере, видеосюжеты из ресторана и даже интервью с его работниками вышли в эфир телеканалов «Россия 24» и Russia Today. Однако проект «Лапшеснималочная» быстро обратил внимание на то, что информации об акции в честь российского президента не было ни на сайте, ни в соцсетях ресторана, а телеканалы использовали в репортажах одни и те же кадры. Когда журналисты позвонили менеджеру Lucy's Cantina Royale, им ответили, что такого бургера у них нет и ресторан никогда не отмечал день рождения Путина. Оказалось, что две сотрудницы обманули руководство, заявив, что снимают студенческий проект, а сами привели журналистов Russia Today, чтобы те сделали выдуманный сюжет. Обе были уволены.

Как будет развиваться феномен fake news в условиях анонимности и Интернета, пока неясно, но очевидно, что британский политик Артур Понсонби был прав: «Когда объявлена война, первой ее жертвой становится правда».

Иллюстрация: Helder Viana de Oliveira, www.konstriktor.net

Общество

Машины и Механизмы
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK