Ученые обнаружили новый компонент крови

Митохондрии, являющиеся частью клеток, могут выходить в межклеточное пространство. Ученые обнаружили, что в человеческом кровотоке находится большое количество этих органелл, как пассивных, так и активных.
Ученые обнаружили новый компонент крови

Митохондрии — это органеллы, которые находятся в эукариотических клетках. Их особенность состоит в том, что они обладают собственным геномом, расположенным вне ядра (вне хромосомы). Являясь местом клеточного дыхания, они играют важную роль в энергетическом метаболизме и межклеточной коммуникации. Иногда митохондрии появляются вне клеток в виде капсул.

При определенных очень специфических условиях тромбоциты тоже высвобождают митохондрии во внеклеточное пространство. Недавно ученые произвели революцию в знаниях об этой органелле, обнаружив, что внеклеточные митохондрии могут находиться в кровотоке.

Они выяснили, что плазма здорового человека содержит в 50 000 раз больше митохондриальной ДНК, чем ядерной ДНК. Чтобы обнаружить и количественно определить органеллы в крови, митохондриальная ДНК должна быть стабильной. Для выявления такой структуры были проанализированы образцы плазмы крови примерно 100 человек.

Этот анализ выявил наличие в кровообращении высокостабильных структур, содержащих цельные митохондриальные геномы. После исследования их размера и плотности, а также целостности ДНК, эти структуры были разделены на две группы: одна группа не была вовлечена в какой-либо процесс, а другая имела определенные функции.

Ученые предполагают, что циркулирующие в кровотоке митохондрии могут быть вовлечены во многие физиологические и патологические процессы, требующие связи между клетками (например, механизмы воспаления). Недавние исследования продемонстрировали способность некоторых клеток переносить митохондрии между собой, например, от стволовых клеток поврежденным.

Фото: Louisa Howard