я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Пацифик из китовой кости

На стене сувенирного магазина на острове Пико висит гравюра: площадь, тот самый магазин, барак на заднем плане и двое облаченных в фартуки и сапоги мужчин, которые громадными алебардами режут тушу морского исполина. Кровь ручейками стекает по наклонному мощеному спуску в океан. История Азорских островов была неотделима от китовой охоты, пока в 1982 году коммерческий китобойный промысел не запретили по всему миру.
Пацифик из китовой кости
     Когда в середине прошлого августа мы с другом – два малоподготовленных экотуриста – собирались отправиться в путешествие на Азорский архипелаг, знакомых одолевал недоуменный интерес. «Где это?» – чаще всего спрашивали нас в «Скайпе» русские друзья, пока мы бронировали авиабилеты из Дюссельдорфа в город Понта-Делгада, столицу автономного региона Португалии и острова Сан-Мигел, крупнейшего из девяти.

Информация, которую мы смогли найти в Интернете, сводилась к заколдованным перепостам статьи из «Википедии» и общих «турфирменных» данных с адресами отелей и прогнозом погоды. Единственным шансом не потеряться в новой экзотической стране для нас был португальский связной с позывным «Джильберто», работник «китовой школы», случайный знакомый знакомого. С ним мы должны были связаться по прилету на место столкновения трех тектонических плит, туда, где рождается погода и откуда Азорский антициклон несет теплые воздушные массы к государствам Старого Света.
Азорские острова – автономный регион Португалии, архипелаг в Атлантическом океане, состоящий из девяти островов вулканического происхождения. Здесь находится крупнейшая вершина Португалии – вулкан Пику, кстати, действующий.

Азорские острова четко обозначаются на европейских морских картах в XIII–XIV веках, хотя есть данные, что и в более древние времена их посещали карфагеняне, арабы и, конечно, викинги. Колонизация островов началась в 1439 году, до этого они были необитаемы.

Четырехчасовой полет над зеленоватыми водами Атлантического океана и мягкое приземление в аэропорту, от которого до столицы Сан-Мигел всего 40 минут быстрым шагом. Здравствуй, Понта-Делгада!

Местные пенсионеры сидят под короткими козырьками крыш (выкрашенные белой известью дома собраны из черных вулканических кирпичей), набережная защищена лентой противоштормовых бетонных ежей, а нужный нам теплоход отходит через час. Вместе с билетами можно купить волшебный проездной на паромы между вершинами древнейших вулканов – один из них, Капелинуш, в 1958 году изверг из своего жерла новый микроостров, что прекрасно описано в одной из книг великого геолога Гаруна Тазиева.

Переплываем на пароме, арендованном Португалией у Греции, пятичасовой пролив до острова Терсейра и, погрузившись в витающий над городом аромат коровьего навоза, ночуем в длинных лодках, стоящих, как нам стало ясно с утра, на просушке перед тренировочным заплывом ежегодной регаты на китобойных шлюпках. Этот обычай – дань памяти временам, когда самые остроглазые островитяне ставились дозорными в вигиасах (высоких башенках, раскиданных по побережью) и, завидев фонтан брызг на горизонте, давали сигнал семерым рыбакам в весельной лодке загарпунить громадного представителя одного из самых безобидных видов на планете.

Что сказать – с морской фауной этому краю повезло. Например, синяя акула здесь вырастает до 200 кг и 3,5 м, охотясь за стаями макрели и тунца. Гольфстрим, несущий теплые воды из Мексиканского залива на север, создает здесь в прибрежной полосе идеальные условия не только для этой хищницы, но и для более чем сорока видов китов, в том числе кашалотов. Самки гигантов живут, рожают и выращивают потомство на глубине от 10 м, а самцы для спаривания приплывают из открытого океана.
Не считая виноградарства и выращивания апельсинов (правда, апельсиновые деревья на островах были уничтожены болезнями в XIX веке), главным занятием азорцев издревле был китобойный промысел. Самыми ценными продуктами этой деятельности считалась амбра, образующаяся в пищеварительном тракте кашалотов, и разновидности китового масла: ворвань, добываемая из сала многих морских млекопитающих, и спермацет – воскоподобное вещество, встречающееся только в организме кашалотов. Именно спермацетовый мешок заполняет большую часть пространства в характерной «прямоугольной» голове кашалота. С тем, какую роль играет спермацет в жизни самых крупных представителей зубатых китов, ученые не разобрались до сих пор. Предположительно, регулирование его температуры и, соответственно, плотности помогает кашалотам погружаться на глубину и всплывать (а в поисках своей главной добычи, гигантских кальмаров, они могут нырнуть и на два километра), а также облегчает эхолокацию. Людьми же спермацет применялся сначала для изготовления свечей, а когда были обнаружены его заживляющие свойства, перекочевал в медицину и косметику. В XX веке спермацет использовался как смазочный материал для точного оборудования.

В половине седьмого утра мы вскочили с наших деревянных лежбищ, пахнущих водорослями, чтобы плыть паромом на остров Пико. Причалив, идем к центру города. Облака рассеялись, и солнце жарит, как в средиземноморском квартале. Украв мешок булочек, висевший на дверной ручке закрытого магазина, и купив вина за 4 евро, выходим к самому известному в мире памятнику китобоям – несчастным жертвам белого кита Моби Дика, людям, чья жизнь на протяжении нескольких веков была посвящена промыслу.

Здесь же стоит фабрика по переработке китовых туш. Внутри длинного деревянного ангара выставлены на обозрение станки и прессы, на которых изготовляли жир и масло, вынимали из черепов спермацет и консервировали печень для потребителей Европы и Америки. В производство шло все: кожа, внутренние органы – кость в руках искусных резчиков превращалась в украшения, изящные поделки, бытовые приборы и всегда пользовалась спросом у покупателей.

У бараков до сих пор стоят лебедки. Это сейчас основной доход островитян – морские прогулки рядом с китовыми стадами да погружения с дельфинами. А раньше китовый бизнес был поставлен на широкую ногу – до 1987 года, когда убили последнего кита…

С дельфинами на Азорах можно плавать с июня по октябрь; киты появляются в прибрежных водах только в мае и июне. Причем погружаться рядом с исполинами разрешают исключительно профессионалам, по одному и без снаряжения. Бывалые моряки говорят, что особи, которые еще помнят эпоху экоцида, всегда держатся подальше от любой лодки, поэтому ближе, чем на 50 метров, они к китам не подходят. Зато детеныши и молодое поколение, родившееся в конце 80-х годов прошлого века, более дружелюбны. Одному местному оператору даже пришлось столкнуться своей камерой с носом любопытного детеныша кашалота во время съемок документального фильма о подводных обитателях этих широт. Впрочем, оба отделались легким испугом.

Джильберто нам нужно было искать в городе Лажеш, на другой стороне острова. Взмах рукой – и вот мы уже трясемся в кузове пикапа. По правому борту грузовичка проносятся раскинувшиеся на береговых террасах огороды. В них порой попадаются небольшие статуи символа Азорских островов – ястреба (порт. Açor). Ирония в том, что этих птиц тут никогда не водилось, а моряки, давшие название островам, перепутали ястреба с другим хищником – канюком.

А вот и Лажеш, вся береговая линия которого усыпана домиками с вывесками «Whale Watching» («Наблюдение за китами») и «Scuba Dive» («Подводное погружение»). Как раз у одного из них нас и поджидал, сидя на китовом позвонке, португалец Джильберто, совершенно не похожий на коренного азорца: этакий молодой Пьер Ришар, сдувающий кудряшки со лба, увлеченно ковыряющий отверткой в акваланге. С радостью человека, живущего вдалеке от загубленных мегаполисом соплеменников, он ринулся к нам обниматься, тараторя на смеси английского и порто, обещая показать все самое интересное и скрытое от глаз обыкновенного туриста на этих прекрасных островах. Он отвел нас к своему деду, хозяину конторы, который сидел с удочкой на другой стороне мола. Пожилой португалец смерил нас прищуренным взглядом и неспешно заговорил – о жизни, о море, об Америке. Надо сказать, у каждого азорца есть родственники в Америке или Канаде, и каждый азорец бывал на западном материке, но при этом может никогда не плавать на соседний остров.

Происходя из потомственной семьи китобоев, Мигель Сильвейро в молодости работал на одном из вельботов в этом городе. Когда после извержения вулкана Капелинуш на острове Фаял (1957–1958) западные американские штаты открыли двери для эмигрантов, пострадавших от стихийного бедствия, он переехал в Америку. Вернулся в начале 80-х. Мигель до сих пор уверен, что охотиться на китов было легче, чем жить на Западе.

Я спросил, каково ему сейчас смотреть на туристический бизнес, и не хотел бы он сам выйти на катере в море. Недолго думая, он ответил: «Видеть китов и не охотиться – это как охотиться, но не видеть. Пускай молодые ходят в море с этими сухопутными горе-туристами, которых укачивает еще у берега». И затем добавил: «Почему эскимосам или айнам разрешено охотиться на китов, а мы не можем заниматься тем же, чем занимались наши отцы и деды? Ежемесячная большая китовая охота привлекала бы массу туристов».

Я промолчал о том, что малые народы добывают китов целиком для пропитания, что никогда не делали на Азорских островах, где китовый жир использовался, в основном, для получения технического масла… А сеньор Мигель уже травил байки из своей бравой молодости – как рыбаки, запутываясь в прикрепленной к гарпуну веревке, вылетали в море, когда кит пытался бежать после удара и нырял на глубину. Двоих из них так никто больше и не видел, а когда нашли третьего, то он уже был мертв.

На вопрос, не боялся ли он такой жизни, старик ответил, что эти смерти вокруг него только подстегивали азарт охотника. На левой лодыжке у него белый шрам с монетку в два евро, в виде белого ромбика. Я невольно его разглядывал, и когда сеньор Мигель стал свинчивать секции своей бамбуковой удочки, спросил: «Кит?» Прыснув в усы, он поведал, как, будучи непристроенным эмигрантом в Штатах, ремонтировал трансформаторную будку, и кабель, который он держал двумя руками, резко выдал все свое напряжение – в районе трех тысяч вольт. Ток, заметавшись по организму, нашел выход как раз в этом месте, над косточкой голеностопа. «Если бы не открылась эта точка, то сгорел бы живьем, а так все электричество вышло в мир – хорошо хоть не через…»

Поблагодарив дедушку Джильберто, мы сели на пристани в ожидании нашего друга, убежавшего за спасательными жилетами. До отплытия на дебаркадере оставался еще час, и этот час надо было проесть в ближайшем кафе. Блюда здесь громадные, за очень приятные деньги. А вкусно все и везде, особенно вино, которого пришлось пить чуточку больше, чем на материке. По стенам кафе были развешаны полочки с черно-белыми фотографиями времен китобойного промысла, тут же была сувенирная лавка. Я купил в подарок девушке серьги в виде кашалотов – из их же кости. И еще усмехнулся значку «пацифик» из того же материала. Вряд ли такое украшение когда-нибудь дождется своего покупателя.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 8 комментариев
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Павел Куприянов
    06:23   /  05 июля 2014
    развернуть
    В человеческом обществе происходят положительные исторические перемены отменено рабство, крепостное право, не так давно (около 50 лет назад) в Америке люди негроидной расы приобрели равные права с европеоидной. Мы находимся в начале следующего важного шага: признание прав животных. Биологически высшие виды животных отличаются незначительно, но у любого вида есть особые приобретения в процессе эволюции: особое обоняние, острое зрение, и т.д. Человек приобрел более развитый мозг и самостоятельно поставил себя на верхушку всего живого. Любой биолог или антрополог подтвердит, что каждый вид является на данный момент эволюции совершенным, мы жители одной планеты, мнить себя венцом природы и при этом не ценить жизнь - недостойное качество мыслящего существа. 
    Люди, защищающие права животных, воспринимаются нами или чудаками, или имеющими завуалированный бизнес, но никто не будет отрицать, что человечество уже не нуждается в одежде из животных, средневековых развлечениях: охоте, цирке с номерами с участием животных, зоопарках. Технологии шагнули так далеко вперед, что синтетические материалы намного практичнее мехов и кожи, количество развлечений возросло настолько, что охота, цирк и зоопарк перестали быть основными. Тем более, благодаря кинематографическим технологиям, мы можем наблюдать животных в их естественной среде обитания, а не в тюрьмах цирков и зоопарках, в которых животные уже не полноценные, а со сломленной волей и подавленными инстинктами. Вегетарианство и веганство признается полезным для здоровья, а не образом жизни чудаков.
    Уже сейчас мы можем полностью отказаться от использования животных, как это делают веганы. И, вместе с тем, мы не можем отказать себе в привычках, ищем какие-то оправдания своим поступкам, например, водя в цирк и зоопарк детей, которые, повзрослев, наверняка не одобрят наших действий, И при этом осуждаем страны, в которые жестоко убивают дельфинов и китов ради мяса, (стараясь не вспоминать, что коров, телят, птиц и рыб убиваем не менее жестоким способом).
    Есть над чем задуматься и поработать над собой...

    • Ева Корчагина
      05:07   /  07 июля 2014
      развернуть
      Я не веган. Я люблю мясо. Для меня это совершенно естественно. И вкусно. И полезно. Однако, я абсолютно против всяких зоопарков, особенно таких, как у нас в городе, я прихожу в бешенство от идеи реализовать зоопарк на втором этаже торгово-развлекательного центра. Я закрыла бы цирк. Или оставила бы там только акробатов и клоунов. Я запретила бы это процветающее повсюду "Сфотографируйся с обезьянкой, попугаем или верблюдом". Я знаю, что "получают" эти бедные звери потом...  И конечно осуждаю страны, которые убивают дельфинов... прошу заметить - просто ради удовольствия... Охота - чтобы поохотиться - для меня наикощунственнейшее занятие. Я никогда этого не пойму. Но с тем самым я без зазрения совести ем мясо. Можно ли считать, что процесс эволюции обошел меня стороной? ))) и должна ли я себя укорять в недостойном качестве мыслящего существа  
      • Павел Куприянов
        08:46   /  07 июля 2014
        развернуть
        Ева, очень порадовал ваш комментарий! Человеку как высшему существу свойственно сострадание, но его может подавить элементарный эгоизм и желание легкой наживы, что совершенно не красит наш вид. По поводу веганства -  у каждого свой путь. Я ни в коем случае не навязываю свое мнение. Просто есть пример образа жизни, я его подаю, чтобы не было разговоров за спиной, что я только на словах веган, а ночью, когда никто не видит, уплетаю котлеты. Кстати, на счет "полезности" мясной диеты, с удовольствием поспорил бы :) , но в дружественной обстановке. 
        • Ева Корчагина
          11:04   /  08 июля 2014
          развернуть
          А я, Павел, совершенно с вами согласна, что у каждого свой путь. И верю вам, что вы не уплетаете по ночам котлеты)) А вообще, спор о полезности/бесполезности мясной диеты или веганства - сегодня как-то остро в обществе стоит. Прям разделение какое-то резкое пошло. 
          Интересно, к чему мы все придем. Ну, не мы лично, конечно, а наши внуки, например... Станет ли мир веганским?
          • Павел Куприянов
            01:35   /  08 июля 2014
            развернуть
            Ева, действительно, среди молодежи сейчас очень широко принимаются экологическими и этические идеи. Это не может не радовать. Ресурсы нашей планеты сильно истощаются и, если рост населения будет продолжаться в таком же темпе, то вскоре не останется ни топлива, ни пищи. В связи с этим организация ООН уже не первый год говорит о целесообразности перехода на веганское питание. Простой пример: для получения 1 кг мяса требуется 10 кг зерна. Кроме того, животноводство отравляет воздух, почву и воду. Приводятся цифры, показывающие, что мировое животноводство вредит атмосфере больше, чем мировой выхлоп автотранспорта. Можно привести еще множество примеров, среди которых этические идеи занимают не главное место. Но именно этичность является самым сильным механизмом в отказе от использования животных. Поедая животных, мы стараемся не думать о том, что убитое животное обладало сознанием и чувствами, присущими и человеку, среди которых и такие как любовь, желание жить, боль, страдания. Мы находимся на уровне средневековой философии, когда считалось, что животные это механизмы, не имеющие чувств, но мы знаем, что это не так. Такие чувства, как привязанность, удовольствие, любовь присуще всем организмам, имеющим высшую нервную систему. Любой высший организм осознает свое существование, способен анализировать окружающее, имеет характер (что говорить, мы видим это на примере своих домашних питомцев). Однако, мы стараемся не думать об этом, поедая их. Короче говоря, существует видовая дискриминация, которая присуща только человеку. И все это на руку развивающемуся бизнесу. Бизнес имеет под собой только желание наживы наиболее дешевым способом. Поэтому и реклама и врачи, говорящие о пользе (медицина и фармацевтика это тоже бизнес). Приведу простой пример: пять лет назад, отказавшись от мяса я перестал простужаться и пользоваться лекарствами, хотя до этого болел два раза за зиму, и принимал витамины и другие лекарства. Это подтвердят и другие мои многочисленные знакомые, которые имеют и больший стаж веганства.
            Станет ли мир веганским? Хотелось бы. Но думаю, что процен убежденных мясоедов всегда будет :)
            • Ева Корчагина
              01:55   /  08 июля 2014
              развернуть
              Павел, спасибо большое за развернутый и интересный ответ.   Вероятно, что курс на вегетарианство  будет целесообразнее для человечества в целом.  Однако, у человека, который вдруг отказывается от мяса, происходят значительные нарушения в организме. И не все вегетарианцы могут позволить себе питаться так, чтобы организму хватало всех витаминов и полезных веществ...  На самом деле это довольно дорогой образ жизни. А помидоркой и булочкой не наешься((  
              Но не буду о грустном. 
              На днях видела ролик. Очень подходит к нашему разговору. Вот оно, растущее поколение веганов... 
              http://www.youtube.com/watch?v=hCp9SWL8yRs 
              • Павел Куприянов
                03:47   /  08 июля 2014
                развернуть
                Ева, осмелюсь не согласиться с Вами по поводу трудности перехода на вегетарианскую диету. На счет недостатка витаминов и веществ и цены это еще одна догма. На самом деле, переходя на вегетарианскую диету, вы откроете для себя богатое множество доступных фруктов, овощей, орехов, злаковых, бобовых, которые содержат все "незаменимые" аминокислоты и микроэлементы и пресловутые белки, которых в бобовых даже больше, чем в животной пище (конечно, не стоит питаться только одними булочками или апельсинами).  Все свои пять лет веганства мы с женой довольствовались лишь ее зарплатой и моей стипендией (я только закончил магистратуру). Все мои знакомые веганы тоже простые люди, не занимающие высоких должностей. Кроме того, среди них есть мамы, которые растят детей вегетарианцев и веганов и эти дети весьма подвижны и хорошо развиты. Трудности возникают у людей на психологическом уровне, которые ради "спортивного интереса" считают, что ограничивают в питании. И не возникает никаких проблем, если, руководствуясь чувством сострадания, Вы расширяете спектр продуктов питания, которые, благодаря цивилизации, доступны и разнообразны.
              • Павел Куприянов
                04:26   /  08 июля 2014
                развернуть
                Я думаю этот ролик более патриотично будет выглядеть :)
                http://vk.com/id20566313?z=video20566313_168084092%2Fvideos20566313

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK