Определена генетическая основа здорового сна

Ученые определили генетический путь, регулирующий сон у рыбок данио и, возможно, у людей. Он контролирует определенное нервное соединение, которое может стать терапевтической мишенью при лечении расстройств сна.
Определена генетическая основа здорового сна

За исключением нарколепсии и некоторых нарушений циркадного ритма, генетические причины нарушений сна в значительной степени неизвестны. В новой работе ученые показали механизм, регулирующий сон у позвоночных и беспозвоночных: у людей, рыбок данио и круглых червей.

В возрасте пяти дней рыбы данио имеют полупрозрачное четырехмиллиметровое тело. Они проводят большую часть ночи, как и люди, во сне. Эти рыбки — идеальная модель, в которой можно настраивать гены и нервные цепи, а затем наблюдать влияние изменений на сон.

В центре внимания ученых оказался клеточный сигнальный путь, называемый рецептором эпидермального фактора роста (EGFR). Сигнальный путь — это своего рода канал связи, использующийся клетками для интерпретации сигналов из окружающей среды и создания ответной реакции. Клетки имеют несколько различных типов сигнальных путей. Путь EGFR важен для их развития и роста. Он встречается у большинства организмов, от дрожжей до человека.

Ранее было доказано, что этот путь значим для сна круглого червя Caenorhabditis elegans и плодовой мушки Drosophila melanogaster, двух видов беспозвоночных. В этот раз ученые решили изучить этот путь у рыбок данио и людей.

Они обнаружили, что активация EGFR рыбок данио вызывала у них глубокий сон. А торможение пути, либо с помощью лекарств, либо путем модификации гена, кодирующего EGFR, вызывало бессонницу. Затем ученые изучили генетические данные 500 000 человек, и гены, связанные с путем EGFR человека. Они обнаружили, что различия в некоторых из этих генов связаны с различиями качества и количества сна.