Мозг двух ядовитых лягушек рассказывает про механизмы материнства

Для большинства лягушек материнство — это выпуск сотен яиц в большой водоем. На этом всё заканчивается. Но есть и исключения — маленькая дьявольская лягушка из Эквадора и лазающая Мантелла из Мадагаскара.
Мозг двух ядовитых лягушек рассказывает про механизмы материнства

Самки обоих ядовитых видов откладывают по несколько яиц за раз, причем каждую партию в свою крошечную лужу, образованную из чашевидных листьев местных растений тропических лесов. Затем матери тратят месяцы на кормление неоплодотворенными яйцами, пока головастики не будут готовы покинуть свои гнезда.

Ученым пришлось провести несколько месяцев в тропических лесах Эквадора и Мадагаскара, чтобы проследить за тем, как матери-лягушки кормят своих головастиков. Прибыв в гнездо, лягушки ждали знака от головастика, прежде чем накормить его неоплодотворенными яйцами. Для лягушки Маленького Дьявола этот сигнал выглядел как интенсивный извив, то есть головастики создавали очень короткую, но интенсивную вибрацию прямо рядом с мамой.

Для анализа исследователи собрали ткани головного мозга у нескольких матерей, несколько неоплодотворенных яиц, образцы кожи головастиков и воду из гнезд. Вернувшись в лабораторию, они обнаружили следы алкалоидных токсинов как на яйцах, так и на коже головастиков, что привело их к выводу, что головастики получают яд в основном из яиц, которыми они питаются.

Изучение мозга обнаружило и другие сюрпризы. Лягушки использовали две области мозга, которые, как известно, активны при кормлении млекопитающих, птиц и рыб. Однако, когда ученые искали нейроны, реагирующие на окситоцин, химическое вещество, необходимое для активации материнской заботы, только лягушка Скалолазания Мантелла дала положительный результат. Для кормления эквадорских лягушек окситоцин, по-видимому, не важен.

Результаты говорят о том, что в мозге существует более одного места, ответственного за материнское поведение, так как эти виды лягушек используют для этого разные наборы нейронов. Их поведение похоже, но причины его возникновения разные.