Антон
я могу убеждать
Смотри вперёд с надеждой. Назад с благодарностью. Вверх с верой. По сторонам с любовью.
Антон Иванчук

Черные дыры передают Земле гамма-сигналы

Астрофизикам впервые удалось детально наблюдать за гамма-излучением – оно оказалось упорядоченным и точным.
Черные дыры передают Земле гамма-сигналы

Первый гамма-всплеск астрономы зафиксировали еще в 1967 году – тогда американцы подумали, что это результат испытания ядерного оружия в СССР. С течением времени астрономическое оборудование улучшалось и развивалось, и ученые определили, что гамма-всплески происходят в далеком космосе и в разных направлениях.

Источник гамма-излучения долго не был известен ученым, но сейчас в научных кругах без сомнения считается, что гамма-всплески происходят при образовании черных дыр при гравитационном коллапсе звезд, либо, когда черная дыра «съедает» массивный объект. В теории, при такой ситуации из полюсов черной дыры выбрасываются джеты — потоки высокоэнергичных частиц и электромагнитного излучения, которые фиксируются учеными при ориентации в сторону Земли.

Согласно теории, это гамма-излучение должно происходить преимущественно в одной плоскости, но ученым никогда не удавалось засечь эту поляризацию, а излучение казалось хаотичным. Все, что астрофизики получили от гамма-всплесков – очередное знание о том, что где-то на просторах Вселенной образовалась еще одна черная дыра.

Уже два года, с 15 сентября 2015 года космическая лаборатория Тяньгун-2 вместе с детектором гамма-излучения POLAR установлена на орбите с целью изучать гамма-излучения от черных дыр. POLAR фиксирует в среднем по одной вспышке в день. Благодаря ему, ученым удалось зафиксировать поляризацию излучения. На прошлой неделе группа физиков, ответственных за деятельность детектора, сообщила, что им впервые удалось обнаружить упорядоченную поляризацию в гамма-излучении, испущенном в момент гравитационного коллапса далекой звезды с образованием черной дыры.

За полгода POLAR зафиксировал 55 гамма-всплесков. Астрономы изучили самые мощные из них и выяснили, что излучение длится не больше 10 секунд. Отдельный всплеск ученые «нарезали» на короткие временные интервалы и выяснили, что на протяжении каждого двухсекундного интервала излучение поляризовано, и поляризации меняется от интервала к интервалу.

«Результаты показывают, что, когда происходит взрыв, случается нечто, заставляющее фотоны излучаться с различными поляризациями. Но что бы это могло быть, мы на самом деле не знаем», — пояснил автор статьи, доктор Мерлин Коул из университета Женевы.

Такое открытие полностью меняет взгляд на гамма-излучение. Теперь астрофизикам придется объяснить, как и почему черная дыра посылает на Землю такой сложный и упорядоченный сигнал. Возможно, в этом им поможет детектор POLAR-2, который будет с лучшим расширением и большего размера, чтобы послание от черных дыр можно было прочесть в деталях.

Едва ли объекты из далекого космоса пытаются что-то сказать Земле – им, скорее всего, все равно на нас. Но вот нам не все равно на них – из поляризационного сигнала черных дыр астрофизики смогут больше узнать о фундаментальных законах физики и космологии.

Фото: stardomspace.com