Астрономы зафиксировали странные всплески газа, исходящие из центра нашей галактики

Они образуются в пузырях Ферми и летят в сторону от Млечного Пути на скорости в сотни километров в секунду.
Согласно современным научным представлениям, в центре нашей галактики находится сверхмассивная черная дыра Стрелец A*. Она окружена бурным и горячим газопылевым облаком, из которого перпендикулярно плоскости Млечного Пути поднимаются два крупных пузыря Ферми, испускающих гамма-излучение.
Высота пузырей Ферми достигает 25 тысяч световых лет. Впервые учёные обнаружили их в 2010 году с помощью одноимённого телескопа Fermi. С тех пор исследователи смогли разглядеть в их структуре несколько коротких «трубопроводов», по которым из центральных областей к пузырям поднимается горячий газ.
В новом исследовании астрономы обнаружили в пузырях Ферми несколько сгустков холодного газа, вылетающих в сторону от центра нашей галактики на скорости в сотни километров в секунду. Открытие произошло во время наблюдения за молекулярным водородом в пузырях Ферми, с использованием радиотелескопа Atacama Pathfinder.
Исследуя поведение пузырей, учёные заметили плотные скопления холодного газа массой по 380 и 375 масс Солнца, летящие в сторону от центра Галактики на большой скорости: в одном облаке она составила 240 километров в секунду, в другом - 300.
По данным астрономов, обычно в таких всплесках газа происходит образование новых звёзд и планет. Но, как показали наблюдения, конкретно эти газовые «выбросы» слишком нестабильны и содержат в себе включения более горячего и менее плотного газа, свидетельствующие о постепенном разрушении сгустков.
«Галактики умеют отлично «стрелять себе в ногу», — прокомментировала находку профессор МакКлюр-Гриффитс из Австралийского национального университета, соавтор исследования, опубликованного в Nature в эту среду. «Если вы теряете такую серьезную массу, то теряете вещество, из которого могут формироваться звезды, и если вы потеряете его в большом количестве, галактика не сможет рождать новых звезд вообще».
Несмотря на понимание природы сгустков, учёным не удалось выяснить причину, по которой галактика фактически выбросила на ветер вещество, необходимое для образования новых звёзд и планет. Сейчас у учёных есть всего две гипотезы, которые могут найти своё подтверждение в ходе дальнейших наблюдений: либо взрыв звездообразования произвёл несколько сверхновых и породил сильные ветры, либо Стрелец А* аккрецировал материю и запустил её из двух струй с обоих полюсов.
Фото: NASA / Goddard Space Flight Center Scientific Visualization Studio