Дмитрий
я могу , но это не точно
Non in aves, sed in angues
Дмитрий Жиляев
Все записи
текст

Таксомотор по-русски

За иконкой приложения любимого такси в смартфоне скрывается история длиной в 120 лет. Индустрия пассажирских перевозок в России прошла путь от конных экипажей до первых тестов беспилотных автомобилей. Но обо всем по порядку…
Таксомотор по-русски

Таксомотор вместо повозки 


Началось все в конце XIX века. Москва, как и сегодня, была крупным экономическим центром со сложной дорожной системой. Поскольку общественным транспортом служили лишь конка и немногочисленные омнибусы, услуги извозчиков пользовались немалой популярностью. Однако индустрия была далека от идеальной: разухабистые «ваньки», как тогда называли кучеров, назначали цену на свое усмотрение, а поездки нередко заканчивались бранными разборками с пассажирами по поводу окончательной суммы. Отсюда и поговорка: «ругается, как извозчик».

Таксометр Александра Кацког  «для применения в легковых колясках», 1909, www.avtomedont.wordpress.com

ВОЗРАСТАЮЩЕЕ НЕГОДОВАНИЕ горожан в конце концов побудило городскую управу наладить инфраструктуру перевозок, что, по сути, и стало толчком к развитию современного такси. Все повозки оборудовали таксометром – деревянным ящиком с механизмом, который считал стоимость по твердой таксе. Счетчик начинал работать, когда пассажир садился и под сиденьем замыкался электрический контакт, – с этого момента отсчитывался километраж и время простоя. Поездка по городу на небольшую дистанцию обходилась в 30 копеек, что при средней зарплате в 40 рублей было вполне приемлемым. Разумеется, самим кучерам нововведение не понравилось – скрывать размер настоящей выручки от хозяина «таксопарка» стало куда труднее, да и заламывать цену из-за плохой погоды или высокого спроса тоже. 

С ПОЯВЛЕНИЕМ ТАКСОМЕТРОВ доверие к возницам возросло, однако по-настоящему устройства прижились только на автомобилях. Первая машина со счетчиком оплаты выехала на трассу в 1906 году. Вернувшийся из Америки репатриант Самуил Фриде ввел в обиход слово «таксомотор», вместе с сыном открыв в Петербурге одноименное товарищество («СПБ. Таксо-мотор») и прокат автомобилей Ford. Потом в народе прижилось сокращение «такси». Газета «Голос Москвы» отреагировала на новшество такой заметкой: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому “Oldsmobile” плакат “Извозчик. Такса по соглашению”».

Таксомоторы быстро вписались в городской пейзаж Москвы и Петербурга. На Пушкинской (тогда – Страстной) площади в 1907 году открылась целая «биржа», то есть стоянка такси, а позднее такие стоянки стали образовываться на других крупных площадях, где можно было ухватить себе свободное авто. 

Первый таксопарк


Особо чуткие к изменчивому духу времени предприниматели быстро положили глаз на таксомоторы как источник дохода. Владельцем таксопарка тогда мог стать, в общем-то, кто угодно, достаточно было обзавестись хотя бы парой автомобилей. И вот уже через год после той самой заметки в газете появилась первая служба такси – «Товарищество автомобильного передвижения» (ТАП). В ее владении было всего четыре машины, но формально ее уже можно было назвать таксопарком.


Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Новости партнеров

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK