Сергей
я могу творить
Не теряй времени, его и так осталось мало.
Сергей Шклюдов
Все записи
текст

Капля солнца в зеленом море

Алавиты. Это слово мы часто слышим в выпусках новостей, когда речь идет о гражданской войне в Сирии, но что скрывается за этим именем – не знаем. Кто такие алавиты и как их крошечная секта, затерянная между исламом и христианством, уже полвека умудряется удерживать власть в ключевой стране Ближнего Востока?
Капля солнца в зеленом море
Некоторые называют их «хиппи ислама», «детьми солнца» и «самой позитивной сектой среди мусульман», а вот основатель салафизма и один из вдохновителей ваххабизма ибн Таймия (1263–1328) утверждал, что ущерб, нанесенный алавитами исламу, настолько велик, что даже не поддается описанию. Правоверные мусульмане считают алавитов вероотступниками, а их мировоззрение – опасной ересью. Многие арабские богословы сходятся во мнении, что алавиты – никакие не мусульмане, а их учение имеет больше общих черт с христианством, чем с исламом. Не будем забывать и тот факт, что фетва (решение. – Ред.) о принадлежности алавитов к шиитам была принята только в 1973 году и имела под собой не религиозную, а политическую подоплеку. Начинающему диктатору Хафезу Асаду было не с руки в очередной раз переписывать и проводить через референдум конституцию, в которой говорилось, что президентом Сирии может быть только мусульманин. Так что в силу текущей политической обстановки алавиты и стали мусульманами. 

НАЧИНАТЬ РАССКАЗкак и всегда, приходится из глубины веков. В июле 657 года близ деревни Сифино на Евфрате, приблизительно в 40 км от Ракки, состоялось сражение между двумя арабскими армиями. Повод – борьба за верховную власть над мусульманами. За спиной каждой армии была не просто военная сила, а своя идеология, позднее положившая начало двум основным течениям в исламе: суннитам и шиитам. Во главе одной армии стоял наместник Сирии Муавийя ибн Абу Суфьян. Его сторонники считали, что халифа избирает умма (община мусульман) и халифом может быть любой достойный муж из племени Карайш, племени пророка Мухаммеда. Поэтому сунниты (от «сунна» – обычай) считаются более демократичным, позитивным и открытым течением ислама. Во главе второй армии стоял двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиб. Именно поклонение Али лежит в основе шиизма (шииты – «шиа ат али», последователи Али). Али считал, что только он и прямые потомки пророка Мухаммеда могут стоять во главе мусульман и что халифа избирает не умма, а Бог. И Бог свой выбор уже сделал. Поэтому шииты считаются более авторитарным, депрессивным и закрытым течением ислама. В 661 году Али был убит, а в 680-м в сражении с сыном Муавийи погиб и его сын Хусейн. С тех пор шииты пребывают в ожидании прихода «скрытого имама». Между суннитами и шиитами не прекращается борьба не на жизнь, а на смерть, борьба двух взглядов на мир и власть – через волю уммы или через божественное соизволение. Сунниты видят мир как открытую книгу, шииты – как тайну, и, следовательно, проповедовать общине может только тот, кто «слышит голос скрытого имама». Культ Али, наверное, единственное, что связывает алавитов с шиитами. Только у алавитов культ Али не только дал название религиозному течению («алавиты» – от «Али»), но и выродился в обожествление «зятя пророка» – а это, с точки зрения мусульман, ересь, ведь «нет Бога, кроме Аллаха». 


Механизм Общества

Машины и Механизмы

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK