Ольга
я могу слушать и слышать
Оставайся собой!
Ольга Фадеева
Все записи
текст

Женщины-литейщицы и кузнец-тамада. Как развивались ремесла на Руси

Кузнецы на Руси не только ковали мечи и плуги, но еще лечили болезни, проводили свадьбы и даже ворожили. Первыми литейщиками и гончарами в нашей стране были женщины. А кирпичников называли «плинфотворители». Как развивались ремесла на Руси?
Женщины-литейщицы и кузнец-тамада. Как развивались ремесла на Руси

Россия потому и щедрая душа, что очень большая. Неудивительно, что навыки освоения того или иного ремесла приобретались на ее территории крайне неравномерно, постоянно спотыкаясь то о суровую природу, то о монголо-татарское иго. Долгое время нашим предкам было вовсе не до развития – быть бы жи́вым. Разница в культурной эволюции продолжалась вплоть до XVIII века: пока в Петербурге строили мануфактуры, на Камчатке использовали каменные орудия труда.

Первыми в наших краях отходить от неолита стали представители Трипольской культуры, что зародилась на Среднем Днепре и Днестре и господствовала там с середины V тысячелетия и до 2650-х годов до н. э. Трипольцев едва ли можно назвать предками славян, но они вполне могли повлиять на их будущий прогресс (археологам давно известно, что земля – еще не значит этнос, то есть на территории будущей Руси в древности могли жить совершенно другие народы). Трипольцы были умелыми земледельцами и тесно общались с высокоразвитыми средиземноморскими культурами. Если не брать во внимание древнейшие цивилизации, первенство в разработке металлов на территории, которая позже будет соотнесена со славянами, принадлежит именно трипольцам.

На славян влияли представители и более поздних культур, которые жили в Приднепровье, – они были посредниками между римским и русским миром. Непосредственными же носителями культуры римской эпохи можно назвать население, что оставило после себя множество могильных памятников, которые археологи назвали «полями погребальных урн», а некоторых представителей этих народов даже связали с протославянами. Погребальной урной в этих культурах служил простой глиняный горшок, куда складывали прах сожженного на костре покойника, а затем закапывали в землю. Так что первые гончарные изделия наших предков, вероятно, служили не только для приготовления пищи, но и для погребений людей.

Если говорить о предках славян, то их горшки, в отличие от «урн», оставленных где-нибудь на территории Германии, выглядели довольно примитивно: они были лепными и напоминали наполовину распустившийся цветок тюльпана. Гончарного круга славяне не знали очень долго, как и не торопились изготавливать металлические изделия.


О последних возможно кое-что сказать лишь к VI веку, когда на территории Среднего Приднепровья уже царили анты – племена, которые, по мнению многих исследователей, можно отнести к ранним славянам. Набеги кочевников, например гуннов, считающихся вероятными предками тюрков и монголов, заставляли антов думать о защите. Полноценные мечи они начали изготавливать к VII столетию, а к VIII веку у них появились кольчуги и железные шлемы – очень похожие на те, что рисуют в книжках про русских богатырей (господствующей такая форма одеяния воинов стала уже в X–XVII веках). Правда, есть мнение, что столь внезапно появившаяся воинская «форма» не была делом рук местных умельцев, а покупалась у соседских народов. В любом случае, славянские мастера точно научились создавать нечто подобное уже в IX–X веках.

А вот фибулы – застежки круглой формы для скрепления ткани – наши предки вовсю делали в VII–VIII столетиях и украшали их символами животных и языческих божеств. Изготавливали их так: мастер вырезал из воска будущую фигурку, обмазывал ее глиной со всех сторон, а затем обжигал в печи. Воск вытапливался, оставляя в глине фигурную полость, в которую и заливался металл. Чтобы достать изделие из формы, приходилось ее попросту разбивать. Можно было бы, конечно, заливать металл в форму, состоящую из двух половин, но так делали, только если изделие было плоским и не требовало особой красоты (например, наконечник копья). А в случае с объемными ювелирными украшениями лить можно было лишь в цельную форму, ведь текучий металл проникал в каждую щель, что неизбежно портило внешний вид готовой продукции. Поэтому каждая вещь, изготовленная таким образом, была в единственном экземпляре.


Для позолоты фигурок на готовое изделие наносили золотую амальгаму. В ее составе была ртуть, поэтому зажиточные люди, вероятно, жили недолго. Только они могли позволить себе очень дорогие в ту пору металлические украшения, каждое из которых изготавливалось вручную на заказ: каменных литейных форм и штампов приднепровские мастера еще не знали, а глиняные формы были одноразовыми.

Но удивительно не это, а то, что литые предметы найдены, в основном, лишь в женских погребениях ранних славян. Это же касается самих литейных форм и всевозможных приспособлений для отливки металла – их находят в «гинекейонах», то есть женских курганах. Поэтому ученые уверены, что первыми литейщиками на Руси были женщины. Дамы сами изготавливали себе украшения и пряслицы (грузики в виде диска или цилиндра со сквозным отверстием, применявшиеся для утяжеления веретена и крепления на нем пряжи). Профессия литейщика была «женской» вплоть до начала производства тяжелых изделий, которые имели хозяйственное значение.

В XIV веке литейное дело «доросло» до пушек и колоколов, в связи с чем появились специализации – «пушечники» и «колокольники». Не исключено, что это было вызвано набегами кочевников – теперь уже потомков гуннов, монголо-татар. Изготовление столь больших и тяжелых изделий требовало и больших умений, и сложного оборудования. Недаром правительство Ивана III старалось пополнить ряды русских литейщиков итальянскими мастерами. Процесс литья пушек и колоколов в XIV–XV веках мало отличался от изготовления украшений: та же восковая модель, та же глина, которой ее обмазывали, обжиг и заливка в получившуюся форму металла – так называемой «колокольной меди», состоящей из меди и олова (иногда добавляли и серебро – чтобы колокол лучше звенел).


С литейным делом было связано кузнечное, которым уже владели исключительно мужчины.

Кузнецов всегда окружал густой шлейф баек и суеверий – их считали колдунами, которым помогает сам бог Сварог – славянский вариант древнегреческого божества огня и покровителя всех кузнецов, Гефеста. Считалось, что, раз кузнецы могут управлять металлом, значит способны врачевать болезни, отгонять нечистую силу и ворожить, поэтому на их плечи ложилось проведение свадеб, а в русских былинах именно кузнецу приписывалась победа над Змеем Горынычем, которого тот приковал за язык.

Правда, поначалу кузнецы не умели управлять горячим железом, а знали лишь холодную ковку – работу с металлом, который не разогревали до экстремальных температур. Они расплющивали серебро в тонкие пластины, а затем «наковывали» их на те или иные изделия или просто вырезали из них украшения-подвески, а также скручивали в браслеты.

Но уже в X–XII веках кузнецы работали примерно теми же инструментами, что и сегодня: при помощи молота, кузнечных клещей, зубила и наковальни. Самыми простыми в плане изготовления были обручи и дужки для ушатов, серпы, косы, гвозди, чересла (элементы плуга), долота, шилья, лопаты и сковороды. Самыми сложными – топоры, копья, молотки и замки. Чтобы их сделать, нужны были сварка и толковый помощник. В книге «Ремесло Древней Руси» археолог и исследователь славянской культуры Борис Рыбаков рассказывает о технике изготовления топора: «Топор выковывали из длинной уплощенной полосы, которую сгибали посредине, затем в сгиб просовывали железный вкладыш с таким поперечным сечением, какое было желательно для топорища, а соприкасающиеся концы полос сваривали вместе. <…> Обушную часть топора нередко разделывали зубилом для получения острых шипов, содействующих укреплению топора на рукояти».

Сварка в те времена была наисложнейшим делом, требующим большого опыта и умения. Ведь чтобы приварить железо, нужно накалить его до сумасшедшей температуры – 1500 °C. Это делали в специальном кузнечном горне, определяя нужную консистенцию металла по характерным искрам и белому цвету железа. Но достижение нужной температуры – еще не все. Очень важно тщательно подготовить свариваемые поверхности и предотвратить образования на них окалин (смеси оксидов, образующихся под воздействием кислорода при накаливании металла), которые помешают нормально сварить изделие. Для этого кузнецы применяли флюсы (вещества органического и неорганического происхождения, которые удаляют оксиды), самыми простыми из которых были глинистый песок, соль и поташ (карбонат калия). А чтобы разрубить железо, нужен был подмастерье: один держит раскаленный металл клещами, другой бьет по нему зубилом и молотком.

Несмотря на довольно бурное развитие металлообработки у славян раннего Средневековья, самым первым из появившихся ремесел было, конечно, гончарное дело. Хотя в северных районах Руси оно долго было домашним производством и не выделялось в отдельную профессию: каждая семья лепила горшки сама. Причем, испокон веков: на этих территориях керамика возникла еще в I тысячелетии до н. э.

Горшки в ту пору были грубыми, плохо обработанными и с толстыми стенками. Зато на них густо наносили орнамент. Со временем такая керамика становилась еще более примитивной и асимметричной, ухудшалось качество ее обжига, и даже орнамент полностью исчез. С чем это связано – загадка. Но керамика все равно продолжала жить, и приблизительно к IX–X векам – в эпоху зарождения русских городов – славяне, наконец, начали пользоваться гончарным кругом (в деревню эти тенденции придут попозже – к X–XI столетию; само же развитие ремесел, вероятно, и стало толчком к появлению городов). Тогда же гончарное дело становится полноценной специализацией.

При этом «кружало» – так называли в древности гончарный круг – появилось у славян как черт из табакерки: археологи не находят никаких промежуточных стадий его создания. Нечто похожее на зачатки гончарного круга обнаружены разве что на юге, в области так называемой роменской культуры на левом берегу Днепра. Поэтому не исключено, что кружало появилось на юге, а затем его привезли на север. До X века горшки делали, в основном, женщины, но работа на кружале требовала большей физической силы. Так, переход от ручной лепки к изготовлению керамики на гончарном круге отобрал у женщин абсолютное владение профессией – гончарами отныне становятся мужчины.


Впрочем, не сразу, ведь поначалу гончарный круг был ручным и выглядел как низкая скамья из толстой доски, на одном конце которой вырезалось отверстие для деревянной оси. На последнюю надевался большой деревянный круг толщиной 2–3, а диаметром 15–20 см. А сверху – маленький, с вырезанным на нем клеймом – «росписью» гончара. Горшок на таком круге не лепили, а только шлифовали. Само изделие изготавливали вручную ленточным способом: сначала раскатывали круглое донышко, к которому по спирали прикрепляли глиняные колбаски, формируя, таким образом, горшок. Чтобы придать ему правильную форму и ровнее загладить соединения между «колбасками», горшок ставили на круг, посыпанный золой или песком (чтобы горшок легче отделился от шайбы). А затем вращали круг одной рукой, а второй – ровняли изделие, используя при этом мокрую ткань, кожу и деревянный нож.

Появление ножного кружала освободило обе руки мастера и принципиально изменило его работу. Теперь на круг ставился не горшок, а кусок глины, из которой гончар и вытягивал сосуд. Его формовка давалась тяжело, зато сосуды получались куда ровнее слепленных вручную. Появились и ноу-хау в обжиге: чтобы горшки были прочнее и меньше впитывали влагу, сразу после извлечения из печи их погружали в холодный раствор муки или в кислые щи.

Но не хозяйством единым жил славянин. Особым видом керамического искусства были ритуальные фигурки, изображавшие животных и женщин-богинь с ребенком на руках. Сакральное значение они имели еще в X–XII веках, а позже превратились в обычную детскую игрушку. В том числе, дымковскую, что появилась в XV–XVI веках благодаря старинному вятскому весеннему празднику Свистопляски. Незадолго до него женское население слободы Дымково в Кирове лепило глиняные свистульки в виде животных: их раскрашивали в яркие цвета, а потом свистели в них во время праздника.


Помимо тех, кто изготавливал посуду и ритуальные фигурки, были и кирпичники – гончары, специализирующиеся на производстве кирпичей. Их называли «плинфоделатели» или «плинфотворители»: от греческого «плинт» (плита). И не зря. Ведь кирпичи на Руси в ту пору были квадратные и плоские. Ширина типичного кирпича XI века была равна 38–40 см, а толщина – 2,5–3. Сначала их использовали для облицовки зданий, но быстро догадались, что это отличный строительный материал, и уже в XII столетии некоторые кирпичи стали иметь другие параметры: 19 на 27 на 4 см. А с течением лет все больше становились похожи на современных собратьев. Чтобы сделать кирпичи, глину заливали в прямоугольные деревянные формы, потом сушили на солнце и обжигали. Квадратные, впрочем, тоже остались, но теперь украшались декором и превратились в изразцы.

Хорошо развиты у славян были обработка камня, дерева и кости, кожевенное дело и ткачество. В городах (но не во всех) было довольно распространено производство стекла. Обломки синих, желтых, голубых и зеленых стеклянных браслетов датируются X–XII веками. Но первые стеклянные вещи, наверняка, были привозными. Позже наши предки научились изготавливать стекло сами. «Рецепт» его несложен: мелкий речной песок смешивался с поташем из золы растений (лучше всего подходила зола клена, ясеня, осины и вяза), солью и известью. Зеленое стекло готовили из легкоплавких глин и болотной железной руды, для получения синего цвета добавляли окись меди и ту же глину, желтого – серу и уголь.

Собор Святой Софии в Киеве, выкладка плинфой. Фото: gals.kiev-foto.info

Особняком стояло книжное дело, отделившееся от чисто церковного занятия и ставшее полноценным ремеслом в конце XI века, когда в Новгороде появились специальные книгописные мастерские. В них трудились не церковники, а простые люди, причем не только писцы, но и кожевники, готовившие «харатью» – пергамент, художники и златописцы, рисовавшие заглавные буквы и иллюстрации, и переплетчики.

Фото: Миниатюра. Литье колокола. Иллюстрация из Лицевого летописного свода XVI в. www.runivers.ru

Коротко

Машины и Механизмы
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK