я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Зеленая Калифорния

Как получилось, что всего на один штат приходится почти половина американских продаж электромобилей? И при чем тут Илон Маск?
Зеленая Калифорния
Прогноз о том, что к 2020 году около 5 % рынка легковых автомобилей будут составлять электрокары, скорее всего, не сбудется. На данный момент сугубо на электричестве («с нулевым выбросом») работает, по разным оценкам, от 2 до 2,5 % автомобилей, ездящих по дорогам планеты. Распределена эта пара процентов крайне неравномерно. В мире есть несколько «аномальных зон», где благодаря реформам местных правительств количество электромобилей в разы превышает среднестатистические показатели. В качестве таких «аномалий» можно назвать, например, Норвегию – мирового лидера по количеству е-мобилей на душу населения (о норвежской системе мы писали в мартовском номере «ММ» за 2019 г. – Ред.). Если же судить по абсолютному количеству электромобилей, то тут безусловный лидер – Китай, на долю которого приходится около 40 % всех электрокаров мира. Второе место занимают Соединенные Штаты с 25 %. При этом под США имеется в виду в основном Калифорния.

«ЗОЛОТОЙ ШТАТ» ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА 
ведет свою независимую политику, во многом отличную от политики других соединенных «государств» Америки. Сегодня американские 25 % – это приблизительно 750 000 электромобилей, и 300 000 из них (40 %) зарегистрированы и колесят по «Республике Калифорния». Можно сказать, что западное побережье (штаты Калифорния, Орегон, Вашингтон) вытягивает на себе всю американскую статистику относительно гибридов и электрокаров. Если в среднем по штатам количество покупок е-мобилей составляет 1,66 % рынка, то в Калифорнии это число приближается к 10 %, а в Орегоне и Вашингтоне – 4,1 и 3,5 % соответственно. Недавно три этих штата завершили строительство сети зарядных станций для электромобилей. «Зарядки» располагаются на расстоянии 40–80 км друг от друга на протяжении всех основных магистралей побережья. 
КАК КАЛИФОРНИЯ ДОШЛА ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ? Почему именно этот штат обошел всю Америку в вопросе продвижения электромобиля? Ответов два. Первый – старый добрый метод кнута и пряника, которым пользуются во всех «аномальных зонах», будь то Норвегия, Китай или догоняющие их Голландия и Германия. Если, согласно исследованию компании J. D. Power, только 2 % американцев рассматривают возможность купить электромобиль, то в Калифорнии таких 20 %. И дело тут не в банальных «плюшках», разрешающих обладателю электромобиля бесплатно парковаться (такая опция предусмотрена в столице штата Сакраменто, Сан-Хосе и Санта-Монике) и ездить по полосе движения общественного транспорта. Дело – в государственных инициативах. 
Еще в 1990 году власти штата приняли программу «Транспортные средства с нулевым выбросом». Суть ее в том, что если автокомпания хочет играть на рынке штата, то 2 % всей ее продукции должны составлять автомобили «нулевого выброса», то есть электромобили. Подобная мера привела к образованию рынка квот. Если какой-то автоконцерн не производит электромобили, он должен выкупить «квоты» на определенное количество машин у другого автоконцерна, который вместо него выпустит эти 2 % электрокаров. Стоит ли говорить, что автопроизводители, специализирующиеся на электрическом транспорте, стали активно торговать квотами? Ведь за каждую непроизведенную «зеленую» автомашину «бензиновому» гиганту грозит штраф в размере $5000. 
Считается, что к 2025 году около 15 % продаваемых в Калифорнии автомобилей будут с «нулевым выбросом». Есть еще две важные льготы. Во-первых, в США транспортный налог включен в стоимость топлива. Поскольку электромобили не заправляют, их владельцы автоматически освобождены от уплаты транспортного налога. Во-вторых, налоговые вычеты. До недавнего времени в Калифорнии существовал налоговый вычет в размере $2500 на покупку электромобиля. Однако с 2015 года претендовать на него могут только люди с низкими или средними доходами. Планка понижена для того, чтобы развеять имидж электромобиля как игрушки для богатых. 
Компания Electrify America установила в Калифорнии суперсовременные зарядные станции для электромобилей. Всего за 10 минут аккумуляторная батарея электромобиля сможет накопить заряд, которого хватит на 320 км пути. Но пока в мире нет ни одного серийного электромобиля, совместимого с такими станциями. www.chargedevs.com

ЕЩЕ ПРЕДЫДУЩИЙ американский президент Барак Обама ставил целью добиться для Америки показателя в 1 млн электромобилей к 2015 году, но, как мы видим, и к 2019 году эта цифра не достигнута. Однако власти штата Калифорния продолжают строить планы. По прогнозам (и мечтам предыдущего губернатора Джерри Брауна), к 2025 году по дорогам штата должны ездить 1,5 млн е-мобилей (по стране же к 2030 году планируется достичь цифры в 5 млн). В качестве сопровождающей инфраструктуры к этому времени должно быть построено около 250 000 зарядных станций. Сегодня в США их только 50 000, и 16 000 из них – в Калифорнии. К слову, в штате на любой парковке для более чем 100 автомобилей должна находиться «электрозарядка», способная взять на себя нагрузку по питанию не менее 3 % автомобилей от объема парковки. Если парковка на 100 машин, из нее должны торчать 3 розетки, если на 1000 машин – 30 розеток.
Также, согласно законопроекту, представленному в январе 2018 года, власти Калифорнии хотят к 2040 году запретить на территории штата продажу и регистрацию автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Использовать машины с ДВС будет не запрещено, но вот если покупать новую – то придется электрическую. Под запрет рискуют попасть даже гибриды, вредные выбросы которых сокращены на 90 % по сравнению с их бензиновыми собратьями. 
Фотоэлектрические солнечные батареи заряжают автомобиль. Фото: Dennis Schroeder
Итак, с первым ответом, который про кнут и пряник, все понятно.

ВТОРОЙ ЖЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС
о причинах «аномальности» Калифорнии прост, всего пять букв – TESLA. 
50 % американских е-мобилей обитает в Калифорнии, и половина из них – это TESLA. Вторую половину составляют «Тойота», «Шевроле», «Хонда» и «Ниссан». Взрывной рост числа электромобилей в США – это тоже заслуга TESLA: в 2012 году на заводе во Фремонте собрали только 2600 таких автомобилей, в 2017-м – 103 000, а в 2018-м там собиралось в среднем по 83 500 машин в квартал! В конце 2018 года по количеству собранных машин TESLA обогнала не только «Ягуар» и «Порше», но и «Автоваз» – компанию, всегда предпочитавшую количество качеству. Именно Илону Маску принадлежит авторство самого успешного и самого продаваемого на данный момент электромобиля – MODEL S. 
Как все начиналось? Не случайно девиз штата Калифорния – слово «Эврика». В 2003 году два инженера – Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг – основали компанию Tesla Motors. Было это еще до прихода в проект основного инвестора и идейного вдохновителя – Илона Маска. Тогда же, в начале нулевых годов на калифорнийскую землю стали приходить первые гибриды, а именно – знаменитая «Тойота Приус». Основными ее покупателями были богатые адепты чистых технологий, граждане со среднегодовым доходом в $200 000. Поэтому первоначально TESLA ориентировалась на люксовый сегмент рынка, создавая штучные дорогостоящие автомобили ручной сборки. Первый опыт – модель Tesla Roadster – во время предзаказа стоил $92 000, но при окончательной покупке его цена подскочила до $109 000. Видимо, все дело в том, что по бизнес-плану 2004 года разработка первого электромобиля должна была обойтись в $25 млн, но в итоге обошлась в 140 млн. 
Когда твой е-мобиль торгует по ночам 
В Калифорнии в ближайшее время готовится к внедрению система Vehicle-to-grid (V2G), придуманная еще в начале нулевых. Ее суть – в подключении электромобиля к городской электросети и выгодном обмене излишками электричества. Если в конце дня в вашем е-мобиле еще осталась электроэнергия, то вы можете продать ее обратно городу. Или, «заправляя» машину ночью по более выгодному тарифу, вы можете возвращать электричество в систему днем уже по более высокой цене. Подобная схема выгодна и водителю, и муниципалитету, так как позволяет стабилизировать работу энергосетей в часы пиковой нагрузки. Система V2G может применяться не только на личном автотранспорте, но и на общественном, что сегодня становится все более электрическим. Таким образом муниципалитет станет торговать сам с собой. 
Систему уже тестирует Google, а первым городом, в котором она будет реализована, станет, похоже, Амстердам. Также система V2H (где H означает HOME) позволит электромобилю обмениваться электричеством с домом. Полностью заряженный электрокар способен обеспечивать электроэнергией среднестатистический частный дом почти двое суток. Если же на крыше жилища установлены солнечные батареи, то их тоже можно подключить к системе и не только значительно сэкономить самому, но и, опять же, продавать излишки городу. 

ЛИШЬ С ПРИХОДОМ в компанию Илона Маска у TESLA появилась сверхзадача – избавить США от нефтяной зависимости и пересадить всю Америку (а для начала всю Калифорнию) на электромобили. Для этого продукт должен стать массовым (как MODEL S) или дешевым (как MODEL 3), а его цена на рынке должна составить около $35 000 без учета $7500 налогового вычета, предназначенного для первых 200 000 покупателей. Если это произойдет, то электромобили смогут быть конкурентоспособными и без костылей государственной поддержки, и без квотирования. Горизонт планирования Илона Маска – 10–20 крупных фабрик по всему миру мощностью до 500 000 автомобилей в год каждая. Считается, что если эта концепция развития будет осуществлена, то нефтедобывающая отрасль потеряет $300–600 млрд прибыли в год. 

Еще один плюс «Теслы» – бесплатная зарядка. Причем безопасным для экологии, «солнечным» электричеством. В 2012 году, когда соперник Барака Обамы в президентской гонке, республиканец Митт Ромни, назвал компанию TESLA «неудачницей», Илон Маск спроектировал и построил первые шесть станций зарядки Supercharger, расположенные в Калифорнии, Неваде и Аризоне. Их можно найти среди «глубинного народа» Калифорнии, прямо рядом с фермами. На полную зарядку «Теслы» на этих станциях уходит 30 минут. Всего Маск обещал построить по всей Америке сотни подобных станций-«зарядок». Цель – сделать путешествие на автомобиле с восточного на западное побережье США бесплатным. За зарядку вы не платите ни цента. Сейчас таким образом можно проехать только из Сан-Франциско в Лос-Анджелес и обратно. Также в планах Маска было создание станций обслуживания, на которых можно было бы за минуты поменять батарею – правда, за деньги. У человека был бы выбор – быстро или бесплатно. Однако второй проект так и не был реализован.

ЕСЛИ ДОБАВЛЯТЬ ЛОЖКУ ДЕГТЯ в электрический мед, то надо отметить, что, по данным корпоративной статистики, около 90 % сходящих с конвейера «Тесл» имеют дефекты. От царапин на краске и плохо прошитых швов на солнцезащитных козырьках до неплотно закрученных болтов. Например, пару лет назад компания, выпустив в год около 100 000 машин, была вынуждена отозвать 123 000 автомобилей на доводку. На данный момент она продолжает работать себе в убыток и вряд ли, как планировалось, к 2020 году выйдет в ноль. Согласно опросам компании McKinsey&Co, 33 % американцев, купивших электромобиль, разочарованы покупкой.

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK