Дарья
я могу всё.
Лови за хвост.
Дарья Боголюбова
Все записи
текст

Эволюция и революция слышимости

Долгое время бытовала легенда об акустике театра в древнегреческом городе Эпидавр – настолько совершенной, что слова, произнесенные на сцене шепотом, были слышны даже в последнем ряду. Недавние исследования физиков опровергли этот миф: говорить актерам приходилось громко. И все же грекам удавалось обеспечить приличную слышимость в театре, вмещавшем 15 тысяч зрителей. В чем же секрет?
Эволюция и революция слышимости

Никаких равнин


Гуляя по Санкт-Петербургу, вы не станете жаловаться на возвышенности, которые отнимают много сил при восхождении и спуске. Вы никогда не скажете: «Вон там, за холмом, будет Александринский театр», «Спуститесь под гору, в низине стоит театр “На Литейном”». Все потому, что наш город находится на равнине. Греки такой местностью похвастаться не могли. Их окружал в основном холмистый ландшафт, который они грамотно использовали при постройке театров.

 Схема древнегреческого театра. Иллюстрация: Leftexi


В низине располагалась орхестра – место, где выступали актеры, и там же скена – временное крытое пространство, где они переодевались перед выходом на сцену. Зрительский сектор – театрон – располагался на вершине. Голос актера доходил до слушателей последних рядов, многократно отражаясь от возвышающихся зрительских мест. Если бы все было наоборот – все слушатели внизу, а актеры на возвышенности, – то до публики доходило бы меньшее количество звуковых волн, и большую часть представления было бы не слышно. Конечно, зрителям бы это быстро надоело, и вряд ли они пришли бы еще раз.


  

Проходы поднимают звук

 Представьте: скоро начнется спектакль, зрители спешат по проходам между ярусами, второпях заполняют театр, занимая отведенные для них места. Публика шумит, с нетерпением ждет зрелищ. И вот долгожданное действие начинается, зрители разом смолкают. Они даже не подозревают, что проходы, по которым они спешили еще десять минут назад, теперь поднимают звук вплоть до слушателей верхних рядов. Все дело в многократном отражении звуковых волн. Правильно построенные коридоры, не имевшие больших выступов и впадин, не задерживали звук, и зритель мог слышать актеров без опоздания. А при отражении от неровностей волны затухали бы, создавая неприятный гул, который заставлял бы зрителей чувствовать себя некомфортно. 


Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK