я могу ошибаться
Каждый имеет право на безнаказанный эксперимент
Наталья Нифантова
Все записи
текст

Верю – не верю

Краткий путеводитель по основным религиозно-философским концепциям.
Верю – не верю
Наша карта, конечно, во многом условна. Невозможно уложить больше трех тысячелетий философии в простенькую схему. Тем не менее, продвигаясь по ней от основного вопроса: а существует ли вообще в мире или за его пределами нечто, что можно назвать богом? – и вдумчиво отвечая на последующие, вы сможете прийти в стан единомышленников. А потом проверить, насколько выбранный «-изм» действительно соответствует вашим представлениям о естественном и сверхъестественном.
Атеизм (греч. А – ОТРИЦАНИЕ, THEOS – БОГ) Твердый атеизм не только отрицает существова-ние бога, духов, души, сверхъестественных сущ-ностей, но и считает, что любая религиозная вера отрицательно действует на личность и общество. Классическое: «Религия – опиум для народа».
Апатеизм (греч. APATHEIA – БЕССТРАСТИЕ). Термин в общем-то не научный. Потому что ника-кой концепции за ним не кроется. Апатеисты, или прагматичные атеисты, отрицают не столько бога, сколько его значение в жизни человека. «Есть ли бог? – А разве от моего ответа что-то изменится?»
Агностицизм (греч. А – ОТРИЦАНИЕ, GNOSIS – ЗНАНИЕ). В общем смысле агностицизм отрицает познание человеком мира, ведь он дан нам лишь в субъек-тивных ощущениях. Религиозный агностицизм предполагает, что с  материальным миром еще куда ни шло, но уж высшие сущности, даже если они есть, мы точно никогда не поймем.
Игностицизм (англ. IGNORANT – НЕ СВЕДУЩИЙ). Если агностик не знает, то игностик не знает даже, знает он или не знает. По мнению сторонников этой концепции, возникшей лишь в 1980- х, само понятие «бог» сомнительно, ведь у него вместо определения – одни допущения и домыслы. Во-прошать, есть ли бог, то же, что интересоваться, не пробегала ли здесь крокозябра. Правильный ответ: «А что вы имеете в виду?»
Итсимзм (англ. IT – ЧТО-ТО). Итсизм сродни апатеизму, только на  другом полюсе. В 1996 году нидерландские социологи «обозвали» так людей, которые не относят себя ни к одной религии, но на вопрос о вере отве-чают: «Ну, что-то же там должно быть».
Пантеизм (греч. PAN – ВСЕ, THEOS – БОГ). Пантеисты уравнивают «по объему» природу и бога, считая, что нет никакого отдельного челове-кообразного творца. Сходные идеи высказывали еще древние греки, а в XVIII веке философ Джон Толанд дал имя тем, кто «не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной».
Панентеизм (греч. PANEN – ВСЕОБЩИЙ, THEOS – БОГ). Панентеисты считают, что бог все-таки больше, чем природа. А  существующий материальный мир – его проявление. То есть Вселенная как бы «вложена» в абсолютного безличного бога как его часть.
Политеизм (греч. POLYS – МНОГО, THEOS – БОГ). В отличие от  «большой тройки» религий, до-пускает существование божеств в  количестве от 2 до бесконечности, за что у христианских, к примеру, авторов презрительно зовется «язы-чеством». К политеизму относятся как античное поклонение Олимпийцам, современный инду-изм, так и культ предков или, скажем, тотемизм. 
Монотеизм (греч. MONOS – ЕДИНСТВЕННЫЙ, THEOS – БОГ). «Нет бога, кроме…» – нужное вписать. Так разви-вается мысль в  триаде авраамических религий или религий откровения: христианстве, иудаизме, исламе.
Деизм (лат. DEUS – БОГ). Либеральная концепция, еще один плод эпохи Просвещения. Все просто: бог – разумная перво-причина мира, но творением он и  ограничился, и на дальнейшее развитие событий никак не вли-яет. Основоположники считали деизм «религией разума» в противовес «религии откровения».

1  /  1
Иллюстратор: Анна Классен

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Новиков Александр Иванович, персональный сайт
OK OK OK OK OK OK OK