Юлия
я могу Начать заново.
"Поворачивай стиль"
Юлия Мешавкина
Все записи
текст

Потерять подсознание

Самый большой сюрприз подсознания заключается в том, что его не существует – в обывательском представлении. Нет такой «подкладки», которую можно изучать и перекраивать, просто вывернув сознание наизнанку. Хотя бессознательные процессы непрерывно происходят в нашем мозге, подсознание – лишь очень широкий термин, который многие ученые используют с осторожностью. Но он отлично подходит для главной тайны нашего мозга. Тайна привлекательна, поэтому о подсознании все говорят. И это становится почвой для разных спекуляций.
Потерять подсознание
В 1957 году американский бизнесмен Джеймс Викери заявил об эксперименте, который он провел с жителями Нью-Джерси. В течение лета люди смотрели в кинотеатре популярный фильм «Пикник» (оскароносный, кстати) со скрытой рекламой – дополнительным 25-м кадром, незаметным для глаз, который каждую секунду призывал зрителей есть попкорн и пить колу. То и другое продавалось в буфете кинотеатра, и выручка тем летом, как утверждал Викери, подскочила: газировку стали покупать на 18 % чаще, а воздушную кукурузу – на 50 %. Автор эксперимента утверждал, что это результат сублиминальной рекламы, которая отправляет информацию прямиком в подсознание, практически минуя органы восприятия, и мотивирует людей на покупки, как если бы они захотели этого «по доброй воле». Деталей эксперимента Викери не разглашал, оберегая «патентную тайну». Вооружившись новой технологией, он сколотил компанию по сублиминальной рекламе в кино. Именно в 1950-е годы в США началась эпоха современной рекламы. Для покупателей она строилась на концепции «Живи не хуже других», а рекламисты вовсю искали новые подходы к потребителю. Поэтому компания Викери начала хорошо зарабатывать, а сам он планировал получить патент на свое изобретение. Вот только оказалось, что компетентную комиссию не проведешь: после демонстрации экспериментального фильма проверяющие усомнились в достоверности результатов, которыми хвалился Викери, и эффективности его «технологии воздействия». Выяснилось, что подробности опыта в кинотеатре неизвестны, как и сам кинотеатр, в котором помещалось бы заявленное количество испытуемых. Воспроизвести эксперимент тоже не удалось. Например, одно рекламное агентство использовало 25-й кадр с призывом позвонить во время трансляции популярной телепередачи. Звонков в студию не было, а когда зрителям приоткрыли тайну и попросили их угадать, что же было в том дополнительном кадре, ничье подсознание не выдало правильный ответ. 

Джеймс Викери, 1962 г.  

Американская психологическая ассоциация официально опровергла существование эффекта сублиминальной рекламы, а сам Джеймс Викери в 1962 году признался, что результаты нашумевшего эксперимента он просто выдумал. Мистификатор из него получился так себе, но как предприниматель Викери не сплоховал: его идея с 25-м кадром, несмотря на оперативное разоблачение, зажила отдельной жизнью и эксплуатируется до сих пор. Хотя уже известно, что минимальная скорость съемки – не 24 кадра в секунду, а 30, и что никакой из них не является скрытым: наш глаз отмечает каждый кадр, поэтому и «спрятать» среди них нечто манипулирующее не получится. Однако отсылки к 25-му кадру встречаются и в фильмах, и в литературе, и даже в описаниях обучающих методик, которые используют нестандартные способы запоминания. И конечно, это благодатная тема для сторонников теорий заговора. Многие возлагают ответственность за зомбирование населения именно на 25-й кадр. В нашей стране, как и во многих других, его использование даже запрещено законодательно: в теле-, радио-, кинопродукции нельзя использовать рекламу, оказывающую «неосознаваемое потребителями воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок». Так ведь и незачем! Поскольку даже самая топорная реклама всегда находит живой отклик среди телезрителей, действуя без обиняков. 

1  /  6
www.alamy.com
Гленн У. Тернер. Фото: Charles Moore www.glennwturner.biz
Гленн У. Тернер. Фото: Charles Moore, www.glennwturner.bi
Профессор психологи Габриэле Оттинген
www.laboratoruldeganduri.ro
www.bitbrain.com

Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK