Наука как искусство
Осенью в Петербурге прошел фестиваль научно-популярного и образовательного кино «Мир Знаний», где в центре художественного исследования стоит не человек, но научное знание.
Направляясь на просмотр конкурсной программы, я наивно полагала, что в лучшем случае в кинотеатре будет два с половиной человека. Однако залы были до того заполнены, что зрителям приходилось сидеть на ступеньках. Даже на церемонии открытия, проходившей в Большом зале Михайловского театра, свободных мест практически не было. И что особенно замечательно, основной публикой стала именно молодежь. Та самая, которая, по мнению


Осенью в
Петербурге прошел фестиваль научно-популярного и образовательного кино «Мир
Знаний», где в центре художественного исследования стоит не человек, но научное
знание.
Направляясь на просмотр конкурсной
программы, я наивно полагала, что в лучшем случае в кинотеатре будет два с
половиной человека. Однако залы были до того заполнены, что зрителям приходилось сидеть на ступеньках. Даже на
церемонии открытия, проходившей в Большом зале Михайловского театра, свободных
мест практически не было. И что особенно замечательно, основной публикой стала
именно молодежь. Та самая, которая, по мнению президента фестиваля Михаила
Ковальчука, «наверно и не знает, кто такой Ленин». Думаю, эти
опасения были напрасны.
«Мир знаний» пока единственный в
своем роде проект, позволяющий смотреть научно-популярные фильмы на большом
экране. И несмотря на организационные «ляпы», впрочем, достаточно незначительные, фестиваль
достигает поставленных перед ним целей. Самая же главная цель, по мнению Антона
Смирнова, генерального директора «Леннаучфильма» и соучредителя фестиваля, это
«поднять престиж научной деятельности в обществе и тем самым разбудить интерес
к знанию». Довольно сложно судить, насколько повышается
значимость науки после кинофестиваля, но то, что интерес к знанию есть, и к
научно-популярному кино в том числе, это несомненно.
Научно-популярный жанр не стоит на
месте и постоянно развивается, ломая рамки строго научного и экпериментируя с
другими видами кинематографа. Это довольно непросто в исполнении, ведь перед
режиссером встает задача передать сложное научное знание/открытие простым
«человеческим» языком, так чтобы людям,
далеким от науки, было и понятно, а, самое главное, интересно. Один из членов жюри, научный кинематографист,
кандидат биологических наук, основатель
и арт-директор Фестиваля научного кино Imagine Алексис Гамбис высказал на этот
счет свою точку зрения: « Чтобы быть интересным, научно-популярное кино не
должно быть всегда построено только на научной работе, на научных открытиях.
Оно может быть об исследователях, ученых, об их взаимоотношениях с окружающими
и наукой… От этого картина не выходит за
рамки жанра, но освещает науку и процесс исследования с другой точки зрения,
позволяя обычному человеку не только узнать факты, но и понять, окунуться
в мир ученого и научного знания».
Из 300 фильмов отборочная комиссия
выбрала 22 картины из 11 стран мира. Однако разнообразие представленных фильмов
не ограничивается географическим положением, поражает и количество затронутых
тем. Что скрывается за Теорией Большого взрыва, как роботы изменят нашу жизнь в ближайшем будущем,
захватят ли аргентинские муравьи мир и есть ли среди животных алкоголики?
Словом, каждый смог найти для себя что-нибудь интересное.
Второй раз подряд гран-при фестиваля, статуэтка «Древо Познания» уезжает в
Австралию. В этом году Рэндалл Вуд взял ее в тандеме с режиссером Майклом
О’Нилом за киноленту «Грамматика счастья». В фильме повествуется о необычном
индейском племени Пираха, говорящем на
уникальном языке, который не только поставил под сомнение главную
лингвистическую доктрину, но и расколол ученых всего мира на два лагеря. Люди этого племени не умеют считать, они не могут сказать,
сколько у них детей, но на удивленные взгляды отвечают, что им достаточно знать
их имена. У них нет понятий «вчера» и «завтра», они живут здесь и сейчас, не
волнуясь о завтрашнем дне. Их мир оказывается настолько притягательным и
невероятным, что молодой миссионер Дэниэл Эверетт отказывается от всего, во что верил и чему сам
хотел научить Пираха, вновь и вновь возвращаясь в затерянные леса Амазонии. Перед зрителем разворачивается самая
настоящая драма, оставляющая сильное и яркое впечатление.
Еще никогда научно-популярное кино не было настолько увлекательным и
захватывающим. Зрители, приходя в кинотеатр на один фильм, оставались на два,
три, четыре следующих за ним, бурно обсуждая увиденное на экране и в нетерпении
ожидая следующую киноленту. Это ли ни
успех?! Безусловно, существует огромное
количество проблем, особенно в отечественном научно-популярном кинематографе,
главные из которых недостаток финансирования и профессионалов, способных снять
качественное кино, а также сложности с
прокатом, но фестиваль существует, кино-таки снимают, а люди с удовольствием
приходят и смотрят. А это значит, что у научно-популярного кино есть будущее и
ему есть куда развиваться.
Смотерть полную версию фильма можно вот здесь: http://viooz.co/movies/15612-the-grammar-of-happiness-2012.html

Коротко
Maria Azarenok
-
Очень радует, что у нас такая активная и умная молодежь!