Сергей
я могу творить
Не теряй времени, его и так осталось мало.
Сергей Шклюдов
Все записи
текст

Еще один упавший вверх

Давно замечено, что стоит русскому гению перебраться в Америку и тем самым избавиться от гнета отечественной бюрократии, как он тут же начинает безостановочно изобретать. Так Питирим Сорокин придумывает новую социологию, Саймон Кузнец и Василий Леонтьев переосмысливают основы экономики, Владимир Зворыкин изобретает телевидение, а Игорь Сикорский – вертолет.
Еще один упавший вверх

     Было бы ошибкой сказать, что Игорь «Мистер Вертолет» Сикорский вошел в историю исключительно как изобретатель вертолета. Вертолет в современном виде – детище уже позднего Сикорского, вынужденного третий раз начинать с нуля. Если же смотреть на его жизнь в целом, то перед нами уникальная для XX века фигура, настоящий «человек возрождения». Инженер и пилот, изобретатель тяжелого бомбардировщика и гидроплана, богослов и монархист. И пусть вертолет – главное изобретение его жизни, но далеко не единственное. 

Сын черносотенца, фанат Жюль Верна

Когда в 1918 году Игорь Сикорский эвакуировался из России, новая советская власть говорила о нем не иначе как о «внуке попа и сыне черносотенца». Иногда еще добавляли «друг последнего царя». По совокупности этого было достаточно, чтобы попасть в расстрельные списки. Сикорский в них и попал. Будущий покоритель пространства родился в Киеве 25 мая 1889 года, в профессорской семье – пятым ребенком. У маленького Сикорского не было недостатка в пище для ума. Его отец Иван Алексеевич был преподавателем Киевского университета, доктором медицины, детским психологом и одним из ведущих в империи специалистов по лечению заикания. Отец хотел, чтобы младший сын пошел по его стопам и тоже поступил на медицинский, а матушка закидывала его книгами и игрушками. Именно из рук матери к будущему «Мистеру Вертолету» попали Жюль Верн, Майн Рид, Роберт Стивенсон, Теофиль Готье и Вальтер Скотт. Благодаря матери Игорь узнал, кто такой Леонардо да Винчи, и нашел в его рисунках лист с изображением геликоптера. Тогда же среди детей в Киеве была популярна «вертолетная игрушка» на основе рисунка Леонардо. Маленькая ось, веревочка, пропеллер. Потянешь за веревочку – пропеллер взлетает. Если может взлететь игрушка, почему не может взлететь человек? 

 В 1900 году Игоря отдали учиться в Киевскую гимназию, элитное учебное заведение. Учился Сикорский хорошо, но отличником не стал. Он и в будущем учился много и увлеченно, но не окончил ни одного вуза. Все бросал – и Морской кадетский корпус в Петербурге, и техническую школу Дювинье де Ланно в Париже, и Киевский политехнический институт, куда поступил в 1907 году и где уже на второй год затосковал от теории и окунулся в практику. Лекции и семинары не посещались, на экзамены Сикорский не являлся – он мастерил в гараже. В итоге в 1910 году юного техника отчислили. Но это было уже не важно. Ведь в 1911-м он получил удостоверение пилота за номером 64! 

Лети, летчик, лети! 

В 1911 году Сикорскому шел двадцать первый год, а уже в двадцать пять он был изобретателем тяжелого бомбардировщика, ведущим инженером крупнейшего Русско-Балтийского завода и консультантом военного министерства. А все началось с череды неудач. 



 В 1908-м Сикорский начал колдовать над своим первым вертолетом. Оккупировав «ангар» Киевского политеха (на самом деле просто сарай), будущий «отец русской авиации» пытался научить предметы взлетать вертикально. Как ни удивительно, отец поддерживал его – и словами, и деньгами. Именно на родительские деньги в 1909 году Сикорский снова отправился в Париж – за моторами. Однако мотор «Анзани» мощностью всего 25 л. с. не смог вытянуть громоздкую конструкцию в небо – она даже не оторвалась от земли. Через год Сикорский повторил опыт уже с конструкцией другого типа, похожей на стрекозу, но и в этот раз 180-килограммовая модель не смогла взлететь, а поднялась лишь на несколько сантиметров. «Аппараты вертикального взлета» явно не хотели летать. Поэтому Сикорский переключился на «изобретение» самолетов, хотя самолет к тому времени уже был. Между этими изобретениями затесались аэросани. Скоростные сани с пропеллером Сикорский испытывал на киевских улицах зимой 1909 года. Машина разгонялась до 75 км/ч. Однако Сикорский не стремился изобрести новый вид транспорта. Цель испытаний – проверить новые моторы и выбрать лучший сорт дерева для пропеллера будущего самолета. Выяснилось, что орех и красное дерево – то, что нужно для покорения небесной тверди. 

АВИАТОР НА ЗАРЕ АВИАЦИИ – фактически смертник, камикадзе. Если пилот не погибал в первом полете, он погибал при втором, десятом, но разбивался обязательно. Почти никто из первопроходцев не дожил до старости. Сикорский тоже переживал тяжелые аварии, но всякий раз отделывался ушибами. 


Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK