я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Весь свет Петербурга

Без ночных огней невозможно себе представить жизнь современного мегаполиса. А для Санкт-Петербурга с его долгим промозглым межсезоньем и темной зимой уличное освещение изначально было чем-то большим, чем просто борьба с мраком ночи.
Весь свет Петербурга

Искусственный свет – особый инструмент, позволяющий петербургской архитектуре, этой застывшей музыке, звучать по-новому среди сгущающихся сумерек. Наслаждаясь красотой и гармонией освещения стрелки Васильевского острова, Петропавловской крепости, Эрмитажа, Дворцовой площади, Невского проспекта и других архитектурных ансамблей Северной столицы, невольно представляешь себе основателя города – молодого Петра. В мечтах он наверняка видел свой город, отвоеванный у болот и туманов, таким – стройным, прекрасным, залитым светом.   
НАЧАЛАСЬ ИСТОРИЯ петербургского рукотворного света еще на заре петровской эпохи, когда юный русский царь, путешествуя в составе Великого посольства, испытал восхищение от вида освещенных набережных и улиц Амстердама. Тогда он принял для себя решение о том, какой должна быть новая столица его государства.
ПЕРВЫЕ ОГНИ, осветившие петербургские мостовые, горели в маленьких масляных фонариках, которые носили в руках солдаты местного гарнизона, охраняя ночной покой жителей. При этом весь небольшой в то время город Святого Петра с наступлением сумерек погружался в темноту и отправлялся на покой – жизнь в нем замирала. Ведь вторая, ночная жизнь зарождается в городе лишь тогда, когда его здания и мостовые озаряет свет уличных фонарей.
НЕ ПРОШЛО И ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ с момента основания новой столицы, как по высочайшему указу были установлены первые в России уличные фонари. Одни осветили пространство перед Зимним дворцом, другие, чуть позже, «разбрелись» по главным улицам центра.
СЕГОДНЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ по соседству с ультрасовременными полупроводниковыми приборами наружного освещения продолжают нести свою службу настоящие архитектурные шедевры – старинные уличные светильники, изготовленные по проектам знаменитых зодчих XVIII–XIX веков: Растрелли, Фельтена, Росси, Стасова, Монферрана. Эти фонари помнят времена, когда по вечерам к каждому из них приходил фонарщик и, прежде чем зажечь огонь, подливал в плошку конопляного масла, поправлял фитиль. Они оставались в строю, когда на смену маслу пришел ярко горящий «светильный газ», а за ним – пахучий и коптящий керосин. Они были свидетелями «смены времен», когда над городом вспыхнула первая электрическая лампочка. Настоящие фонари XIX века в Петербурге остались у Медного всадника, памятника Екатерине II рядом с Александринским театром и на Дворцовой площади. Но светят они уже электрическим светом.

Современные технологии позволяют воссоздавать и модернизировать осветительное оборудование прошлых лет. Газовые фонари, изготовленные по чертежам XIX века, можно увидеть в Александровском саду у Адмиралтейства. Они напоминают петербуржцам и гостям города о том, что в 1839 году в центре Санкт-Петербурга, в том числе на Адмиралтейском бульваре, зажглись 204 подобных фонаря. Однако «начинка» у нынешних газовых фонарей более надежная и безопасная: это современные газовые горелки немецкого производства, которые используются в фонарях европейских городов. Зажигает светильники автомат, получающий команду централизованно.
ПЕРИОДЫ ЛИХОЛЕТИЙ – войны и революции – погружали город Святого Петра во тьму, годы подъема озаряли его новыми огнями. Свет, струящийся из уличных фонарей в центре города, постепенно дополняло художественное освещение архитектурных ансамблей. Миссия культурной столицы России, которую Санкт-Петербург выполняет сегодня, заставляет его сиять как никогда ранее.
В области архитектурного освещения Санкт-Петербурга успешно конкурируют несколько крупных и множество мелких отечественных и зарубежных компаний. Они выполняют всю цепочку работ от разработки идеи до щелчка тумблера, включающего полностью готовую к эксплуатации осветительную систему. Но вот хозяин у петербургского света, обеспечивающий строгий порядок в соблюдении световых норм, энергосбережении и надежности функционирования, все равно один: это ГУП «Ленсвет».
Именно он выступает заказчиком проектов художественной подсветки памятников архитектуры, фасадов зданий, проспектов и мостов. На данный момент на территории Санкт-Петербурга и ближайших пригородов обеспечены архитектурно-художественной подсветкой более 330 объектов.

СРЕДИ САМЫХ ЗАМЕТНЫХ осветительных проектов последних лет – обновленная художественная подсветка великолепного храма Воскресения Христова – Спаса-на-Крови, выполненная накануне его столетнего юбилея, в конце 2005 года.
        Невский проспект – единственная в мире улица, фасады которой на протяжении более 3 км – от Адмиралтейства до площади Восстания – получили единое световое оформление. Художественная подсветка Невского стала одним из самых грандиозных светодизайнерских проектов, реализованных в мире. Оформлением фасадов занимались специалисты из петербургской компании «Кандела». При этом использовалось новейшее осветительное оборудование на светодиодах итальянской фирмы iGuzzini:
- небольшие светильники, способные «прятаться» на подоконниках, карнизах и междуэтажных линиях, дающие эффект «заливки» мягким белым, теплым белым или голубым светом;
- прожекторы с гибкой оптикой (в зависимости от выбора лампы дают широкий, средний или узкий луч), используемые для «выхватывания» архитектурных деталей;
- прожекторы на высоких вертикальных кронштейнах, которые светят строго сверху вниз, не ослепляя прохожих.
Среди проектов этой же команды специалистов – внутренний двор Эрмитажа, Исаакиевская площадь и одноименный собор, телебашня, площадь Искусств, Смольный собор, Петропавловская крепость, Меншиковский и Мариинский дворцы, Адмиралтейский проспект.
Проект новой художественной подсветки, а также монтаж оборудования выполняли итальянцы из фирмы iGuzzini illuminazione под руководством мэтра светодизайна Пьеро Кастильони (Piero Castiglioni). Задача заключалась в том, чтобы подчеркнуть красоту здания со всей сложностью его архитектуры и яркими декоративными элементами, а также сохранить определенный драматический эффект, напоминающий об истории создания храма. (Именно на этом месте был смертельно ранен Александр II.)
На установку и регулировку прожекторов потребовалось несколько недель. Собор с его многочисленными надстройками, имеющими неодинаковые углы отражения, с разной светотенью и труднодоступным расположением отдельных элементов, представлял для установочной группы очень сложную задачу. Потребовалось установить на столбах и крышах близлежащих зданий более 60 прожекторов, излучающих эллиптические пучки мягкого белого света, максимально приближенного к солнечному спектру. Наложение световых пятен позволило добиться равномерного освещения фасадов. Столько же прожекторов с динамичной оптикой superspot смонтировали для подсветки куполов и крестов. Огромные тени, которые даже в дневное время скрывают великолепие центрального купола, ночью исчезли благодаря свету четырех «вертикальных» прожекторов, установленных на крыше храма. С помощью устройств регулировки потока света было создано динамическое пульсирующее освещение западной колокольни, которое символизирует живущую память. Завершило картину контурное освещение старинной чугунной решетки, огибающей собор. Сегодня Спас-на-Крови – одна из самых притягательных и завораживающих картин ночной Северной столицы.

В 2009 ГОДУ сменила свое световое оформление 305-метровая Петербургская телевизионная башня. Дизайн-проект разработал архитектор Уильям Брауэр (William Brauer). Для создания праздничного мерцания на конструкциях стройной металлической красавицы было установлено 6 тысяч ламп-вспышек – стробоскопов Phannenberg, таких же, как на Эйфелевой башне. За «движущуюся» подсветку сооружения отвечают 62 цветодинамических прожектора, которые освещают всю конструкцию с земли ровным направленным светом. Кабину телебашни обрамляет сияющий триколор, а дополняют картину четыре мощных вращающихся прожектора, которые освещают ночное небо, словно маяк. Благодаря современным компьютерным технологиям у телебашни несколько запрограммированных режимов подсветки.
В повседневном режиме башня имеет статичный вид с белыми кольцами и ровной белой заливкой светом. Вечером, после включения наружного освещения в городе, на 10–15 минут каждого часа включается «праздничный» режим работы, когда максимально используются возможности всех приборов: мерцают стробоскопы, «листает» лучами маяк, меняется световое облачение сооружения в целом. Подсветка телебашни при этом составляет единый световой ансамбль с обновленным художественным освещением Троицкого моста.
        Светодиодная лампа совершила революцию в искусственном освещении. В качестве источника света она использует светодиод – полупроводниковый прибор, позволяющий получить излучение при пропускании через него электрического тока. Еще в 1923 году двадцатилетний физик из Ленинграда Олег Лосев описал явление электролюминесценции полупроводникового перехода. В 1962 году в Университете Иллинойса под руководством Ника Холоньяка был изготовлен первый светодиод, излучающий свет в видимом диапазоне спектра. В настоящее время яркие светодиодные лампы, благодаря своей экономичности и долгому (около 11 лет) сроку службы, все более уверенно конкурируют с традиционной лампой накаливания, а уж в области организации осветительных эффектов светодиодам равных нет: промышленность производит светящиеся шнуры и трубки, панно и гирлянды, фонарики и прожекторы. Все это многообразие сияет всеми цветами радуги и позволяет осуществлять самые невероятные дизайнерские идеи.
ГОРОД БЕЛЫХ НОЧЕЙ, благодаря творчеству светодизайнеров, получил новый бренд – открыточные ночные виды архитектурных ансамблей Дворцовой, Университетской, Кутузовской набережных, изысканных световых рисунков многочисленных петербургских мостов, озаренных светом исторических зданий Невского проспекта.
Между тем, среди горожан продолжаются споры о том, стоит ли сейчас тратить бюджетные средства на обустройство архитектурного освещения. Для крупного объекта оборудование и работы по монтажу обходятся обычно в несколько миллионов рублей. К тому же подсветку мало организовать – далее следуют немалые ежемесячные платежи за ее эксплуатацию.
Ответ на вопрос можно отыскать, заглянув в историю. В 70-е годы ХХ века, во время накрывшего страны Запада энергетического кризиса, многие города решили сэкономить на архитектурном и уличном освещении. Скупость, подтверждая известную русскую поговорку, вогнала погрузившиеся во мрак города в еще большие убытки: повсеместно участились ДТП, снизились доходы от торговли и туризма, но самое главное – резко упало уважение жителей к городским властям.
Свет Петербурга – это не просто борьба с мраком ночи. Это воплощенная в жизнь мечта гениального основателя города, это комфорт и безопасность его жителей, это современное, но глубоко уважающее классическую традицию звучание его архитектуры, возможность любоваться которой каждому из нас дарят новые технологии в светодизайне.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 2 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Айрат Еникеев
    15:14   /  11 января 2018
    развернуть
    Айрат Еникеев
    Классный текст! Спасибо!
  • Анна Лаптева
    10:28   /  15 января 2018
    развернуть
    Анна Лаптева
    Эта статья для меня особенная) уже почти пять лет прошло, а я помню, как прочитав о "явлении электролюминесценции полупроводникового перехода" в одном из источников про энергосберегающие лампы, я пошла к своему папе, специалисту в области полупроводниковой физики, с вопросом: "Па, а это вообще что такое?". И он мне просто и понятно "на пальцах" все объяснил. Как и в школьные годы, когда у меня голова пухла от школьного учебника по физике, написанного на каком-то тарабарском языке, он опять стал для меня переводчиком с непонятного на русский))))

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK