я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Танки на фронтах Третьей мировой

Полемика вокруг основного боевого танка не прекращается: кто-то говорит, что они скоро станут музейным экспонатом, кто-то – что их ждет перерождение. Но точки зрения редко бывают «чистыми» в политическом смысле. Претендуем на беспристрастность: какие же танки будут использовать в будущем?
Танки на фронтах Третьей мировой

     Для начала нужно понять, что такое основной боевой танк (ОБТ). Вспомним Вторую мировую, когда поле боя бороздили легкие БТ-7, средние «тридцатьчетверки» и тяжелые Т-35 (например, «Тигр»). Танки в зависимости от их массы, бронирования и вооружения решали разные задачи. Легкие быстро показали свои слабости против более тяжелых, но пригодились для разведки. А вот средние, как, впрочем, и тяжелые, доказали способность быть многофункциональными, став грозным оружием войны. Совокупные тактико-технические качества позволили применять советский Т-34 как в качестве общевойскового – пехотного – танка, так и оперативного, для массированного глубокого наступления крупными силами; тяжелые боевые машины применяли или как противотанковые средства – немецкий «Тигр», или как средства усиления, например, для уничтожения дотов – советский ИС-2.

СОВРЕМЕННЫЙ ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК – это в некоторой степени симбиоз среднего и тяжелого танков. Он подвижен, хорошо вооружен и имеет неплохую защиту. Можно ли считать ОБТ чудо-оружием наших дней? Увы, нет. За минувшие десятилетия развивалось не только танкостроение, но и средства поражения. Сейчас противотанковые управляемые ракеты стали настоящим кошмаром для экипажа: никакая броня не может гарантировать ОБТ бессмертие на войне. По данным организации Federation of American Scientists, вооруженные ракетами «Хеллфайр» вертолеты «Апач» во время «Бури в пустыне» уничтожили свыше 500 иракских танков, а также множество другой бронетехники. Чтобы все окончательно встало на свои места, можно еще вспомнить подбитые в Сирии турецкие «леопарды» немецкого производства.

УЯЗВИМОСТЬ ТАНКА перед современным управляемым оружием поставила перед политиками, военными и инженерами непростой вопрос: как быть с танками дальше? Можно сделать их еще более защищенными, но тогда снизится подвижность. Можно придать им маневренности, но придется пожертвовать броней. Эти и многие другие противоречия вылились в застой танкостроения. Так, знаменитый американский «Абрамс» начали эксплуатировать в 1981 году, немецкий «Леопард 2» – в 1979-м, французский «Леклерк» – в 1992-м. Ни США, ни Германия, ни Франция не намерены менять свои основные боевые танки – не на что.
Дело не в чьей-то технической отсталости – есть и технологии, и финансирование, и политическая воля. Проблема, повторим, в отсутствии понимания эволюции ОБТ. Неудивительно, что страны Запада (а вместе с ними и некоторые государства Востока) пошли по пути наименьшего сопротивления: европейцы и американцы стали усиленно модернизировать свои танки, делая ставку на новую электронику, активную и пассивную защиту нового поколения. Частично им это удалось. Усовершенствованный «Абрамс» – M1A2 SEP V3 – имеет много интересного: унифицированный боекомплект, модернизированная система управления огнем, новые тепловизионные приборы. И все же…
 «Абрамс» – M1A2 SEP V3
«АРМАТА»: ГОСТЬ ИЗ БУДУЩЕГО 

И все же «Абрамс» – старый танк. Как и отечественные Т-72 и Т-90 (что, по сути, одно и то же). А вот российский Т-14 на базе гусеничной платформы «Армата» стал принципиально новым творением. Сейчас это один из очень немногих танков мира, сделанных с нуля и не являющихся модернизированной версией. Более того, эксперты считают Т-14 прообразом танка будущего. Впрочем, пока Т-14 проходит войсковые испытания, и о полноценной эксплуатации говорить рано. Поэтому перед нами, скорее, танк ближайшего будущего, который должен сменить Т-90 и Т-72.
Только одна страна массово использует комплекс активной защиты на танках – Израиль. ОБТ «Меркава» оснащен системой активной танковой защиты «Трофи», которая уже доказала свою эффективность. Сейчас ею также начинают оснащать свои «абрамсы» американцы, так что Россия в этом направлении пока немного отстает.    
Перспективный российский ОБТ заинтриговал публику, прежде всего, оригинальной компоновкой: лафетная с необитаемой башней. Пушка устанавливается в небольшой необитаемой башне, под которой находится боекомплект, а все три члена экипажа сидят бок о бок в специальной бронированной капсуле в передней части танка. Российские инженеры – не первые, кто до этого додумался. С необитаемой башней экспериментировали и американские, и советские предшественники. По ряду причин от этой идеи в годы холодной войны отказались, и вот теперь она нашла воплощение в российском ОБТ. Хорошо это или плохо – судить сложно. Допустим, поражение башни и впрямь не приведет к гибели экипажа, но если снаряд поразит переднюю часть, живых в танке может просто не остаться.

КУДА БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ и перспективным для танкостроения видится другое направление, также использованное на «Армате». Речь о так называемой активной защите нового поколения. Если вкратце, то это комплекс, установленный на танке и обеспечивающий перехват вражеских боеприпасов. В теории, смонтированная на Т-14 активная защита «Афганит» может эффективно выявлять при помощи радаров и оптических пеленгаторов угрозы и наводить на них поражающие элементы (тубусы с ними расположены по бокам башни). Согласно задумке, поражающие элементы могут нейтрализовать как противотанковую управляемую ракету, так и снаряд, выпущенный другим ОБТ. 
ОБТ «Меркава»
ПОДЫТОЖИМ. Танк недалекого будущего будет представлять собой некую платформу (старую или новую – другой вопрос), оснащенную мощными системами активной защиты. Сначала это будет что-то похожее на «Трофи» или «Афганит», ну а в будущем, вероятно, создадут лазерные комплексы. Они будут не только ослеплять вражеские ракеты, но и уничтожать их физически. Сейчас над этим очень активно работают американцы. По большей части такие эксперименты связаны с обороной летательных аппаратов. Но если мощности лазеров будет достаточно для эффективного поражения самолетов и вертолетов, то в будущем могут появиться лазерные танки, для которых боевой лазер станет едва ли не главным оружием. Это не научная фантастика – уже сейчас военные США испытывают боевые лазерные комплексы, такие как Laser Weapon System, мощности которых в 30 кВт и более достаточно для уничтожения лодок и БПЛА. Хотя, конечно, «прожечь» броню будет сложнее. И это потребует принципиально новых разработок.
Инфографика: Mike Faille, Andrew Bar, National Post
ДРУГОЕ ИНТЕРЕСНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – рельсотрон. Это электромагнитный ускоритель масс, разгоняющий токопроводящий снаряд вдоль двух металлических направляющих с помощью силы ампера. Говоря простым языком, рельсотрон – очень мощная пушка, снаряд которой летит намного быстрее снаряда обычных орудий. То есть, в теории, рельсотрон существенно превосходит все танковые орудия. Но есть «но». Как и в случае с лазерами, на бумаге все выглядит хорошо, но на практике США все же отказались от оснащения рельсотронами своих эсминцев «Замволт»: дорого и сложно. Установка таких орудий на танк – еще более затратная задача, и альтернативы привычным танкам ждать придется долго.

ТАНК В НОВОМ ОБРАЗЕ  

Мы говорили про «обычные» ОБТ в привычном понимании этого термина, пусть и отвечающие требованиям XXI века. Куда интереснее поразмышлять над танком далекого будущего. И здесь отказать разработчикам в креативности нельзя. Облик танка завтрашнего дня постарались определить американские специалисты в рамках масштабной программы Future Combat Systems (FCS). Предварительно его назвали XM1202.

ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ МАШИНЫ – компактность, что полностью укладывается в концепцию «мобильной» войны. Танк создан с учетом того, чтобы военно-транспортный самолет C-130 Hercules мог перевезти одну боевую машину, а более крупный C-17 Globemaster – две. Масса перспективного танка должна была составить примерно 20 т. Для сравнения, «Абрамс» весит более 60 т.

Правильно ли поступили американцы, сделав XM1202 таким легким? И да, и нет. У небольшой боевой массы есть свои плюсы, но в танкостроении редко бывают абсолютно верные решения. Уменьшение массы неизменно привело бы к ухудшению защиты, а кроме этого – к еще большей стесненности экипажа. В остальном «танк будущего» выглядел вполне достойно: 120-мм пушка, 12,7-мм дистанционный пулемет и 40-мм гранатомет обеспечивали ему высокую огневую мощь. Ну а техники, по задумке, должны были тратить на его ремонт меньше времени, чем на ремонт «Абрамса».

В 2009 ГОДУ программу Future Combat Systems закрыли. Вместе с ней канул в Лету и несостоявшийся боевой танк. Это не стало гибелью идеи создания мини-ОБТ: решения, отработанные на XM1202, частично воплотились на других боевых машинах.

На конференции Ассоциации армии США (AUSA), которая прошла в 2016 году, американская General Dynamics представила легкий танк Griffin. Как и XM1202, он относительно легок – всего 32 т. В самолет C-17 Globemaster III могут поместиться два таких танка. Griffin должен иметь мощное 120-мм орудие XM360 (такое, кстати, хотели поставить и на XM1202), которое спроектировал Центр военных разработок американской армии (ARDEC) совместно с компанией Benet Laboratories. Это современная пушка, способная эффективно поражать укрытия, пехоту и другие танки.

XM360 оснащена модульным механизмом заряжания, новым клиновым затвором, встроенными датчиками, позволяющими экипажу контролировать состояние орудия и противооткатных устройств без контакта с ним, и другими нововведениями. Чтобы снизить массу пушки, кроме высокопрочной стали, использовали композитные материалы и титан. Благодаря модульной конструкции экипаж может легко заменить поврежденные части орудия, что облегчит техническое обслуживание и ремонт в полевых условиях. А еще модульная конструкция может позволить в будущем перейти на новый калибр.

ЕСЛИ САМ ТАНК понравится военным США, он может стать основой экспедиционных сил страны. Однако нет никаких гарантий, что американцы всерьез вознамерятся отправить «Абрамс» на свалку. Планы его модернизации свидетельствуют как раз об обратном (не зря же его оборудовали «Трофи»). Судя по всему, его хотят эксплуатировать еще много десятилетий, и неизвестно, найдется ли в структуре вооруженных сил США место «Гриффину», машине интересной, но, как мы поняли на примере XM1202, неоднозначной. Будет также уместно вспомнить, что в США очень внимательно относятся к вопросам защиты военнослужащих. А переход на более легкий танк – это жертвование защищенностью экипажа в угоду большей мобильности, что явно не обрадует военных экспертов. В целом, пока изменений концепции ОБТ не предвидится. И проекты типа «Гриффина» или XM1202, вероятно, так и останутся проектами.

МЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ 

Но найдется ли танкам вообще место в будущем? Развитие беспилотных технологий и управляемого оружия может просто не оставить шансов на выживание неповоротливой боевой машине. Нужен ли дорогой танк, который сможет без труда уничтожить «дешевая» ракета класса «воздух-поверхность», выпущенная с одного из сотен БПЛА?

Ответить на эти вопросы однозначно нельзя. Но косвенные доказательства изживания роли ОБТ есть (по крайней мере, управляемого основного боевого танка). Начнем с того, что имеется концептуальная возможность сделать беспилотный танк на базе того же Т-72, Т-90 или Т-14. Такая машина уже создавалась на платформе танка Т-72 в рамках советской научно-исследовательской работы 1980-х годов «Автоматизированная система управления огнем и движением танков (АСУ-ОД)». При этом, как показывает практика, роботизированные комплексы все же уместнее создавать с нуля. Это, кроме прочего, позволит сэкономить место, отведенное для экипажа.

КСТАТИ, по части «робо-танков» Россия в числе мировых лидеров. Тут можно вспомнить роботизированный боевой комплекс «Уран-9» массой 10 т. Он имеет мощную 30-миллиметровую автоматическую пушку 2А72, пулемет калибра 7,62 мм и управляемые ракеты. «Уран-9» может выпустить по врагу четыре противотанковые 9С120 «Атака» или четыре противовоздушные 9К33 «Игла». В общем, не слабо. Такому арсеналу может позавидовать даже тяжелая БМП.

На Западе тоже не сидят сложа руки. В прошлом году специалисты крупной британской оборонной компании BAE Systems явили миру новый вариант боевого робота Armed Robotic Combat Vehicle (ARCV), который до того создавался в интересах вооруженных сил США. Масса ARCV – около 12 т. Машина оснащена двигателем мощностью 300 л. с., а применение гусеничной платформы позволяет преодолевать серьезные препятствия. В передней части красуется мощная пушка.

НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ кажется вариант создания ходячих роботов, которые, если не заменят привычный танк, то смогут его дополнить. В связи с этим вспоминаются четвероногие роботы компании Boston Dynamics – CHEETAH и BigDog. Они небольшие, но теоретически могут нести тяжелое оружие.
Роботизированный боевой комплекс «Уран-9». Фото: Vitaly V. Kuzmin
Впрочем, на практике роботизированные танки пока не стали полноценным оружием. Почему, ведь беспилотные летательные аппараты на вооружении уже много лет? Дело в том, что наземным боевым роботам, в отличие от воздушных, придется вести бой при непосредственном соприкосновении с врагом, а не отстреливать его с воздуха. Движение же по пересеченной местности потребует обработки намного большего массива данных, чем при выполнении полета. То есть роботизированный танк должен стать своего рода «гением», чтобы уверенно воевать. Можно, конечно, управлять им с помощью пульта, но тогда про автономность придется забыть, а контролировать ситуацию лучше экипажа оператор все равно не сможет. К тому же ему придется рисковать жизнью, бегая за управляемым танком и следя за ним «вживую», а не только посредством камер и датчиков. 
Armed Robotic Combat Vehicle (ARCV)  
Подобные проблемы смогут решить нейронные сети, которые представляют собой математические модели в сумме с программным или аппаратным воплощением, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма. А еще появление автономных робо-танков всерьез будет беспокоить тех, кто любит тему «восстания машин», – всем не угодишь…

ТАК КАКИМ ЖЕ БУДЕТ ТАНК далекого будущего? В первую очередь, беспилотным и опционально управляемым. Во-вторых, с мощным искусственным интеллектом. В-третьих, меньшим по размеру в сравнении с современными ОБТ. И, наконец, он будет еще больше интегрирован в единую информационно-командную сеть, чем современные боевые машины.

Как видим, будущее наземных боевых машин может быть похожим на будущее летательных аппаратов. Но это касается развитых мировых сверхдержав, прежде всего, США и Китая. Остальные страны могут еще долгие десятилетия воевать «по старинке». И советские Т-72, как и раньше, будут неотъемлемыми составляющими любой локальной войны. 

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK