я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Другой Т-80

Сейчас на вооружении сухопутных войск России состоит около 4500 основных боевых танков Т-80 разных модернизаций. В последние годы эту машину частенько критикуют, однако она остается эпохальной – первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем. В силу чего и оставляет в тени другой Т-80 – легкий танк времен Великой Отечественной войны, в чьей судьбе роковую роль сыграло несовершенство двигательной установки и смена приоритетов в технической политике Красной Армии.
Другой Т-80

В январе 1942 года на вооружение РККА был принят легкий танк Т-70. В отличие от предшественников, оснащенных пулеметами или 20-миллиметровыми автоматическими пушками, он имел 45-миллиметровую пушку и более мощную броню. Однако с самого начала военные отметили его основной недостаток – одноместную башню, в которой командир танка был вынужден выполнять еще и функции наводчика и заряжающего. Конструкция имела резервы для исправления изъяна, и еще при показе прототипа руководитель конструкторского бюро Николай Астров пообещал подправить машину.

В сентябре того же года был готов опытный образец Т-70 с двухместной башней. Эта машина получила форсированную до 170 л. с. карбюраторную спаренную двигательную установку ГАЗ-203Ф, которая могла бы устанавливаться и на серийные танки. Мощность ее, по сравнению с установленной на Т-70 «спаркой», возросла на 30 л. с. – за счет повышения степени сжатия и коэффициента наполнения цилиндров. Но испытания подтвердили опасения, что тяжелая двухместная башня чрезмерно увеличит нагрузку на двигатель, трансмиссию и ходовую часть: при тестировании лопались торсионы подвески, ломались траки гусениц… Далее конструкторы продвигались двумя путями. Первый – обычное усиление конструкции, которое привело к появлению на вооружении РККА модернизированного образца Т-70М, по-прежнему с одноместной башней.

А вот второй путь – создание машины с двухместной башней – был более долог и тернист. Помимо увеличения мощности двигателя военные попросили усилить бортовую броню танка с 15 до 25 мм, а также перекомпоновать башню так, чтобы максимальный угол возвышения пушки достигал 65 градусов. На этом, в частности, очень настаивал Иван Степанович Конев, в то время генерал-лейтенант, командующий Калининским фронтом. С таким нововведением можно было противодействовать авиации противника и вести огонь по верхним этажам во время уличных боев.

Поскольку конструкция силовой установки ГАЗ-203Ф оказалась явно недоработанной, под новые требования решили строить два прототипа с заводским обозначением 080: первый – со старым проверенным ГАЗ-203, второй – с более мощным, но пока далеким от совершенства ГАЗ-203Ф. В ходе испытаний выяснилось, что конструкция со старым двигателем все-таки нежизнеспособна. 080 проиграл сравнительное состязание не только Т-70 и Т-70М, но и среднему Т-34: двигатель глох при попытках преодолевать крутые подъемы с хода. Подвижность на пересеченной местности с возросшей до 11,5 тонн массой ГАЗ-203 тоже не обеспечивалась. А вот испытания 080 с ГАЗ-203Ф прошли успешно, и в декабре 1942 года под маркой Т-80 он был принят на вооружение Красной Армии.

Новая машина имела компоновочную схему, типичную для советских легких танков того времени. Спереди находилось трансмиссионное отделение, за ним – отделение управления. Далее бок о бок – моторное и боевое, а в корме, за броневой перегородкой, – кормовое, с радиатором и двумя топливными баками (для авиационного бензина марки КБ-70 или Б-70) общим объемом 440 литров. Именно перегородка резко снижала риск пожара при поражении, который особенно высок для машины с бензиновым двигателем. К другим преимуществам выбранной компоновки относят небольшую высоту и общую массу танка. Экипаж «восьмидесятки» состоял из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира машины, дополнительно выполняющего только функции заряжающего.

Тактико-технические данные легкого танка Т-80

Экипаж, чел.

3

 

Масса, т        

11,6

 

Габариты, м:

Длина

Ширина        

Высота

 

4,285

2,42

2,2

 

Вооружение:

Пушка, мм                

Пулемет, мм

 

45

1 х 7,62

 

Боекомплект, шт.:

Снарядов      

Патронов

 

 

94–100

1008

 

Бронирование, мм:

Лоб    

Борт

Башня

 

30–35

25

35–45

Мощность двигателя, л. с. 

170

 

Удельная мощность, л. с./т            

14,6

 

Скорость максимальная по шоссе, км/ч

42

 

Запас хода по шоссе, км

320

 

Броневой корпус Т-80 сваривался из катаных гетерогенных броневых плит толщиной 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Конструкция корпуса и расположение люков оставались практически такими же, как и у Т-70. Надмоторный и надрадиаторный броневые листы для удобства обслуживания выполнялись съемными. Люк для посадки-высадки механика-водителя располагался на лобовой бронеплите, а в передней части днища под его сиденьем был аварийный люк. Чтобы обеспечить требуемые углы возвышения оружия, башня была приподнята на кольцевом «барбете» из брони толщиной 40–45 мм. Для установки новой башни на корпусе два листа крыши объединили так, что демонтаж двигательного агрегата стал возможным только после снятия башни. Это ухудшало ремонтопригодность танка, но иного выхода не было.

В целом башня получилась довольно компактной, и ее установка увеличила высоту Т-80 в сравнении с Т-70М всего на 135 мм. Она была смещена к левому борту, устанавливалась на шариковой опоре и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене. Оригинальная конструкция маски позволила увеличить угол возвышения орудия и пулемета до 65 градусов, как просили военные. На крыше башни устанавливалась высокая неподвижная командирская башенка с входным люком, который закрывался откидной крышкой на петлях, и перископическим смотровым прибором, обеспечивающим командиру круговой обзор. Слева от командирской башенки размещался люк наводчика, тоже с броневой крышкой на петле. Верхние призмы смотровых приборов экипажа имели броневое прикрытие. За командирской башенкой находился броневой стакан антенного ввода для радиостанции 12РТ, размещенной в башне. Для внутренних переговоров служило переговорное устройство ТПУ на трех абонентов.

Основным вооружением Т-80 была 20-Км – нарезная полуавтоматическая 45-миллиметровая танковая пушка образца 1938 года, с длиной ствола 46 калибров и максимальной дальностью стрельбы 6 км. Орудие монтировалось на цапфах в плоскости продольной симметрии башни. С ним был спарен 7,62-миллиметровый пулемет ДТ, который мог легко сниматься и использоваться вне танка. Поворотный механизм башни (зубчатого типа, с ручным приводом) располагался слева от командира, подъемный механизм пушки – справа (тоже ручной, винтовой). Спуск пулемета – механический, пушка оснащалась электроспуском. Спаренная установка пушки 20-Км и пулемета ДТ оборудовалась прицелом ТМФ-1 для стрельбы по наземным целям и коллиматорным К-8Т – для воздушных целей и верхних этажей.

Боекомплект пушки составлял 94–100 выстрелов унитарного заряжания. В случае с бронебойными снарядами экстракция гильзы осуществлялась автоматически, и скорострельность достигала 12 выстрелов в минуту. С осколочными, имевшими меньший пороховой заряд из-за меньшей длины отката ствола, полуавтоматика не работала, командиру приходилось открывать затвор и вынимать стреляную гильзу вручную, поэтому происходило всего 4–7 выстрелов в минуту.


Николай Александрович Астров  - инженер-конструктор, под руководством которого был создан Т-80 

Ходовую часть Т-80 почти полностью унаследовал от Т-70М. Подвеска – индивидуальная торсионная без амортизаторов для каждого из пяти обрезиненных односкатных сплошных штампованных опорных катков диаметром 550 мм по каждому борту. Ведущие колеса цевочного зацепления со съемными зубчатыми венцами располагались спереди, а унифицированные с опорными катками ленивцы с механизмами натяжения гусеницы – сзади. Гусеница – мелкозвенчатая, из 80 траков двухгребневого типа шириной 300 мм. Пуск двигателя осуществлялся двумя параллельно соединенными стартерами СТ-06. Также Т-80 можно было завести ручной рукояткой или буксировкой другим танком.

Первоначально серийное производство Т-80 планировалось развернуть на ГАЗе в первой половине 1943 года. Но за это время не удалось наладить производство двигателя ГАЗ-203Ф (М-80), а предприятие было переориентировано на самоходную артиллерию, потребности в которой в условиях наступления Красной Армии постоянно росли. Поэтому массовое производство Т-80 было решено передать заводу в подмосковных Мытищах (ныне ОАО «Метровагонмаш»). Он был основан еще в 1897 году при участии мецената Саввы Морозова и на первых порах выпускал трамвайные вагоны и снегоочистители для Москвы. В 1926 году завод первым в СССР освоил выпуск электричек, а в 1935 году – вагонов метро для московского метрополитена. С началом войны предприятие стало танкоремонтным заводом № 592; его основным профилем был ремонт трофеев. Под выпуск Т-80 завод получил новый номер – 40.

В конце июля 1943 года двигательный цех завода наконец-то выдал кондиционные ГАЗ-203Ф – можно было начинать серийный выпуск Т-80. Тогда же к башне Т-80 было оперативно адаптировано длинноствольное 45-миллиметровое орудие ВТ-42 с баллистикой противотанковой пушки М-42 (образца 1942 года), бронебойный снаряд которой на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной до 51 мм. Пришлось сконструировать новый подъемный механизм и переработать конструкцию накатника. Доработанное орудие получило индекс ВТ-43. В августе 1943 года вооруженный этой пушкой танк Т-80-43 проходил испытания на Свердловском артиллерийском полигоне и был рекомендован к принятию на вооружение. Вести прицельный огонь по самолетам из его штатного оружия было затруднительно, зато точность стрельбы по целям, расположенным на вершинах холмов, верхних этажах и деревьях, оказалась просто великолепной.

Кроме того, инженерами наркомата танковой промышленности вместе с выпускниками Бауманского университета был проработан эскизный проект установки в танк Т-80 (и самоходку СУ-76) дизеля американской фирмы GMC мощностью 210 л. с., что позволяло впоследствии усилить их бронирование и вооружение. Казалось, уж теперь Т-80 ждет самое радужное будущее, но внезапно на завод поступило распоряжение прекратить его производство. Дело в том, что в летней кампании 1943 года его старший брат Т-70 показал полное бессилие в боях с новыми немецкими танками. В то же время легкие САУ СУ-76, имевшие много узлов и агрегатов, унифицированных с Т-70 и Т-80, требовались во все возрастающих количествах. Поэтому с октября 1943 года производство легких танков в СССР полностью прекратилось, а завод № 40 начал осваивать массовый выпуск СУ-76. Таким образом, производство танка Т-80 ограничилось всего 81 серийным образцом.

В ноябре 1943 года была пересмотрена организационно-штатная структура танковых частей РККА. Легкие танки Т-70 исключались из состава танковых бригад, а с марта 1944 года – и из состава танковых полков. Поскольку Т-80 начали поступать в войска уже в ходе этой реорганизации, их вместе с уцелевшими Т-70 передавали в разведывательные бронебатальоны, в составе которых, помимо бронеавтомобилей БА-64, имелась рота легких танков в составе семи машин. Они также использовались в качестве командирских машин в частях самоходной артиллерии, вооруженных самоходками СУ-76. Поскольку «ручеек» Т-80 буквально растворился среди многочисленных Т-70, никаких подробностей их боевого применения к настоящему времени выявить не удалось.

СУ-76 - основа советских частей самоходной артиллерии 

Не все военачальники были согласны с отказом от производства легких танков. Генерал-лейтенант танковых войск Семен Ильич Богданов писал: «Танк Т-70 ввиду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника… В отличие от Т-34 и КВ, танк указанного типа обладает малой шумностью (звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых высоких оборотах, что, вкупе с малыми размерами самого танка, позволяет подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику, не вызывая у него преждевременной паники… Все имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются большей частью неграмотным применением, но не конструктивными недостатками самого танка. Считаю решение о прекращении производства танка Т-70 преждевременным. Выпуск танка следует сохранить, усилив его вооружение за счет перехода к 45-мм пушке обр. 1942 г. или полковой пушке обр. 1943 г.». Т-80-43 как раз соответствовал такому требованию и вполне мог бы иметь будущее.

Тем не менее, когда к началу 1944 года форсированную двигательную установку ГАЗ-203Ф (М-80) довели до приемлемого уровня надежности, то вопрос о возобновлении выпуска Т-80 вообще не ставился.

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK