я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

«Гарри Поттера» не вышло: рецензия на сериал «Тёмные начала»

Компании BBC Studios, New Line Cinema и Bad Wolf взялись за экранизацию фентези-саги британского писателя Филиппа Пулмана «Тёмные начала» (His Dark Materials). Еще до премьеры сериал называли «самой ожидаемой кинопремьерой осени». Для BBC эта картина стала наиболее дорогой в истории производства сериалов. На экраны вышли только две первые серии, но к ним уже есть несколько замечаний.
«Гарри Поттера» не вышло: рецензия на сериал «Тёмные начала»
Культовая «Игра Престолов» закончилась, и кинокомпании пустились в гонку вооружений за производство новой фантастической картины, способной занять вакантное место на кинематографическом Олимпе и в сердцах поклонников параллельных миров. Netflix сделал ставку на польскую сагу о Ведьмаке, а BBC с HBO взялись за экранизацию противоречивой истории от британца Филиппа Пулмана, вложив только в первый сезон 50 млн фунтов (больше 4 000 000 000 рублей).
В 2007 году американский режиссер Крис Вайц уже пытался работать с этим материалом и снял по нему фильм «Золотой компас», номинированный на Оскар за лучшие визуальные эффекты, но тогда сдержанная реакция критиков и маленькие сборы при беспрецедентном бюджете не позволили продлить франшизу даже на вторую часть. Не спас «Золотой компас» ни выдающийся актерский каст с Николь Кидман (миссис Колтер) и Дэниелом Крейгом (лорд Азриэл), ни безоговорочная популярность книг Пулмана. Сложности с франшизой носят не только сценарный и финансовый характер, но и этический: католическая церковь расценивает позицию автора как антиклерикальную. В центре повествования — борьба с богом, пусть Пулман и маскирует ее под подростковую сказку. Не позволяя себе подобной резкости, сериал (пока!) рассказывает только внешнюю кайму повествования.
Эта история начинается и заканчивается в Иордан-колледже, прибежище ученых, аналоге Оксфорда в параллельном мире, где причудливо переплетаются магия и наука. Каждого человека в пулмановской вселенной сопровождает на жизненном пути деймон — зверек, физическое воплощение души. Связь между деймонов и человеком священна: они не могут находиться далеко друг от друга, и когда больно животному, его хозяин тоже страдает. Этот мир, как и главную героиню, захватывает идея о Севере, недаром первая часть трилогии во всем мире, кроме Америки, носит название «Северное сияние». Герои «Темных начал» исследуют Север, устраивают туда экспедиции и ищут там (и находят) разгадку Пыли, физических частиц, которые служат для них и дорогой к параллельным Вселенным, и материей, пронизывающей мир. Обществом «Темных начал» управляет Магистериум — могущественная церковная организация, которая контролирует все сферы жизни, кроме научной. На Иордан-колледж власть Магистериума не распространяется.
Трейлер сериала «Темные начала»

Создатели сериала заранее сгладили самый острый из углов саги — церковный вопрос. У них он решается просто и легко. Магистериум максимально не похож на церковь нашего мира, от общих черт остались только колоратки и обращения «отец», но Магистериум, потеряв свою смысловую опасность, превратился в то, что в нынешние времена встречается в каждом втором сериале — в типичное тоталитарное правительство. Шоураннеры нарисовали черными красками мир антиутопии, видимо, подзабыв, что самые страшные антиутопии а) уже сняты б) немного устарели в своей сути. Антиутопии олицетворяли в мире идею обличения тоталитарных государств, но тоталитаризма больше нет, и если только сценаристы не рассчитывали, что Ким Чен Ын посмотрит первые две серии, непонятно, против какого зла эта экранизация. Проблематика «Рассказа служанки» четче и актуальнее — там поднимается вопрос о месте женщины в мире и о концепции феминизма. «Темные начала» как бы говорят: «мы пока не поняли, какой в нас смысл, но готовы дать качественную картинку». Хотя и на этот счет есть пара вопросов.

Лорд Азриэл, у которого и в книгах был не самый яркий характер и не самая понятная мотивация — что вы хотите, герой просто так решил бороться с богом, в фильме превращается в истеричного и эмоционального мальчишку, блистательно исполненного Джеймсом МакЭвоем, любимое, кажется, амплуа актера (профессор Ксавье покинул свое инвалидное кресло и пересел на дирижабль в мире Пулмана). Рут Уилсон взяла мастер-класс у Николь Кидман, и ее миссис Колтер так перекликается с первой экранизацией, что этот образ красной нитью тянется от одного фильма к другому, ее игра тоже безупречна от каждого движения мимических морщин до особенной колтеровской манеры поджимать в насмешке губы. Главная героиня, Лира Белаква, которую сыграла Дафни Кин («Логан»), поразительно напоминает Милли Бобби Браун из «Очень странных дел», и совокупность этих сходств делает сериал безапелляционно хорошим, но при этом абсолютно лишенным индивидуальности. Это просто еще одна история — о борьбе с режимом, о подростках-героях, о мире магии и науки.
Джеймс МакЭвой в роли лорда Азриэла Белаквы

Хронологический промежуток «Темным начал», который можно было бы соотнести с каким-то из наших земных веков, никогда Пулманом точно не обозначался, но можно было предположить, что речь идет примерно о 19 веке. Так изображали эпоху и в первой экранизации «Золотой компас», сделав ставку на стимпанк. В мире Лиры Белаквы пользуются только паровыми двигателями. Создатели сериала оставили от стимпанка активно летающие в небе дирижабли. Они появляются в кадре так часто, как в принципе показывают небо, словно над Иордан-колледжом в буквальном смысле проходит трасса воздушного автобана. При этом герои ездят на машинах, пользуются фонариками и радиопередатчиками, у них есть горячая вода в домах, а лорд Азриэл ходит в джинсах. Это не мир паровых двигателей? Паровые двигатели остались только у дирижаблей, а остальной мир продвинулся вперед? Почему лорд Азриэл в вводной сцене прилетает в Иордан-колледж на вертолете? Где находится его деймон, пока один из главных персонажей пытается преодолеть потоп в Иордане? Вопросов, многие из которых уже задали фанаты «Темных начал» в твиттере писателя, накопилось слишком много для двух серий.

Сериал получился детским. Это не взрослая история о сопротивлении и борьбе, а сказка о девочке, чья эмоциональность порой оказывается откровенно неясной. Зритель знает одновременно больше главной героини Лиры и меньше. Например, зритель не понимает, какие отношения связывают ребенка с лордом Азриэлом, ее дядей, и почему разрыв с ним в конечном итоге так болезненно сказывается на девочке. Всё, что нам известно про Азриэла — у него есть вертолет, джинсы, и он фотографирует северное сияние. При этом зрителю понятна планировка некоторых помещений, потому что лучше, чем у героев, обзор, и перемещения Лиры кажутся как минимум странными — например, девочка, видимо, умеет очень высоко прыгать, потому что запросто забирается в вентиляционную решетку, расположенную у потолка. Мама Лиры живет, вероятно, через улицу от места своей работы (работает она, кстати, похитительницей детей, а не в офисе центрального банка), потому что та закрывает дверь своей квартиры и тут же открывает дверь работы. Улица сулила большие траты бюджета? Аудитория уже слышала о проблемах с финансированием, когда в «Игре Престолов» один из драконов Дэйенерис Таргариен умер самым нелепым образом из-за своей дороговизны. Опыт этот должен был чему-то научить, наверное.

Дафни Кин в роли Лиры Белаквы
Сериал многим понравился, и это хорошо. Он и не мог не понравиться. Сценаристы не рисковали ничем, взяв только самые лучшие из кусков мозаики для своего нового фантастического пазла, но легенды не получится. Для того, чтобы снять легенду, нужно чем-то рискнуть.
У книг Пулмана общественность находила множество недостатков, но они неизменно занимали полку бестселлеров из-за главного своего достоинства — мира. Дирижабли, летающие в небесах, северное сияние у края континента, бронированные медведи, ведьмы с деймонами-птицами, цыгане, ангелы, потери и приобретения. Атмосфера «Темных начал» была тревожной и наивной, вызывающей и красивой — от холодного ветра, играющего с волосами ведьм в прятки, до блеска снежинок под ногами лорда Азриэла. И всё это можно было представить и вообразить из-за педантичной точности Пулмана, но всё это — уникальную художественную Вселенную, которой нет равных в литературе! — создатели решили оставить за кадром. Два часа экранного времени (две вышедшие серии) они посвятили классическим сюжетам, на которых давно уже стоит знак «забронировано» от других сценаристов. В данном случае причитания о вечном не формируют новую бессмертную историю. Ювелирный мир Пулмана рушится на глазах. Кинокритики аккуратно пишут, что все может измениться к следующим сериям. Зрителям остается только надеяться, что шоураннеры вспомнят, что такое «Темные начала» — это пощечина миру, всем мирам, вызов, брошенный ребенком, попытка реформации, это янтарный телескоп, в который мы с других миров имели возможность рассмотреть наш собственный. Но те пороки, которые в этот телескоп увидели режиссеры и сценаристы двух первых серий, уже давно покрылись пылью — самой обычной, от старости, а не той, которая лежит в основе Его темных материалов.

Фото: film.ru

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK