Юлия
я могу Начать заново.
"Поворачивай стиль"
Юлия Мешавкина
Все записи
текст

На каменном троне

"ММ" №5/116 2015, с. 10
Физик, изобретатель, путешественник и председатель Комиссии научного туризма Русского Географического общества Сергей Голубев, который вот уже 20 лет изучает беломорские архипелаги, обезоруживает меня первым же ответом. На вопрос «Почему на Соловках ищут Гиперборею?» он отмахивается: «Гиперборею искать совершенно не надо – ее давно уже нашли». С этого момента, пожалуй, поподробнее.


– Сергей Вадимович, кто же нашел Гиперборею? 
– В 1984 году этнолог Светлана Васильевна Жарникова идентифицировала ареал «забытой» Гипербореи на современной карте России. А мы лишь ищем сохранившиеся памятники той эпохи.  
В отличие от современных кабинетных историков, у античных ученых сомнений в реальности Гипербореи не было. Географически Гиперборея, изображенная на картах времен Клавдия Птолемея (II век н.э.) – не жалкий островок, а огромная территория от Урала до Кольского полуострова. Согласно Птолемею, Гиперборея занимает весь север Европейской части России: Ненецкий автономный округ, Костромскую, Вологодскую, Архангельскую, Мурманскую, частично Ленинградскую области, Коми и Карелию, плюс шельф – бывшую часть материка, ушедшую на дно Северного Ледовитого океана.
Когда я слышу, что чего-то нельзя найти, сразу вспоминаю слова американского палеонтолога Отниела Чарльза Марша: «Русские динозавры, как и змеи Ирландии, примечательны только тем, что их нет… Впрочем, динозавры в России не найдены просто потому, что их никто ранее там не искал». То же касается Гипербореи. Фактически, кроме редких теоретических изысканий, поисками ее следов мало кто занимался всерьез.


– А вы как пришли к этой теме?
–  Идея найти следы Атлантиды или Гипербореи оформилась сама собой, еще в юности.  Я с детства много читал, и с одной стороны, меня очень интересовали физика и химия, а с другой – история, историческая география, древние цивилизации. В студенчестве увлекся альпинизмом, и пошло-поехало… И где бы я не бывал, меня всегда влекли древние сооружения, легенды, связанные с ними.
К середине 90-х я понял, что именно надо искать: решил сосредоточиться на древних мегалитических объектах и святилищах. Таких объектов неизвестного происхождения много на территории Западной Европы: Стоунхендж и Эйвбери в Англии, курганы Нью-Грейдж и Наут в Ирландии, ряды менгиров в Карнаке (Франция), мегалитические храмы на Мальте... А что если все это звенья одной цепи? И почему бы в нашей стране им не быть… Тем более что динозавры в России давно найдены.
Как только стало ясно, на что следует обратить внимание, все стало на свои места: начали осмысливаться и известные памятники, и предыдущие находки. В 2000 году на высочайшем плато Кольского полуострова мы обнаружили ранее неизвестное, древнее рукотворное мегалитическое святилище. В том же году начали исследовать Соловецкий и Кузовской архипелаги. Выяснили, что так называемые «Петровские городки» на Соловках – это не имеющие аналогов трехгранные валунные пирамиды, ориентированные по сторонам света, сооруженные задолго до рождения царя Петра. С каждым годом артефактов становилось все больше: 10-метровая «Гранитная Стрела», 300-тонный каменный монолит «Черный артефакт», 3-метровое по оси «Вселенское Яйцо» из белого кварцита, саркофаг каменной «Гробницы» и  «Спиральный Замок», антропоморфные и зооморфные лики, «Каменный Трон», менгиры и многое другое. В результате исследований мы высказали предположение, что самые высокие Соловецкие холмы – горы Секирная и Голгофа – тоже искусственного происхождения.


– Они использовались в культовых целях?
– Секирка, Голгофа и «Черный Артефакт» использовались и как культовые сооружения, и как ориентиры (причем, их навигационное значение и сейчас актуально). У большинства же объектов назначение сакральное. Например, антропоморфный лик – грубо вырубленное одноглазое лицо на отвесной 8-метровой скале (мы назвали его «Один») явно служило  ритуальным целям. Рядом с ним комфортный, с каменным «диваном» грот «предсказателя», между ними плоская плита (жертвенник или алтарь), у «подножия» – ровная поляна 80 х 30м, служившая, например, для поклонений.
Если подойти к нашим находкам системно, напрашивается вывод, что все они – составная часть культурного наследия, свидетельство существования древней цивилизации на севере России.

– А почему вы уверены, что, например, «Каменный трон» - это именно трон? Камень может трескаться, подвергаться эрозии...
– Мне часто задают этот «каверзный» вопрос. И я всегда спрашивают в ответ: если я на ваших глазах опрокину стул – поменяет ли он от этого форму, предназначение? Нет, вам  очевидно, что это стул, на котором, когда он стоял, можно было сидеть. Когда я в 2001 году нашел на Чернецком острове лежащий «на спине» 3-метровый гранитный «Трон», то у меня не было никаких сомнений, что это именно трон, на котором когда-то сидели. 
В 2003 году мы подняли его, используя методику Тура Хейердала, отработанную им на острове Пасхи при поднятии тамошних истуканов. Пришлось попыхтеть, конечно. Теперь, когда «Трон» стоит, он пользуется огромной популярностью, хотя попасть в эти места сложно, все-таки Белое море – не Черное. Местные даже переименовали остров Чернецкий в Тронный. 
«Трон» ориентирован сиденьем на юг и стоит в ложбинке, напоминающей амфитеатр. Вполне возможно, это было место собраний жрецов. 


– Почему мегалитические сооружения сосредоточены ближе к северу, а не на всей территории предполагаемой Гипербореи?
– В свое время мы обследовали разные районы, например Вологодскую губернию. Это древнейший район обитания людей, и, согласно карте Клавдия Птолемея, именно здесь находилась центральная часть Гипербореи, жили некие «скифы гиперборейские». Пласт их культуры дошел до нас в виде орнаментов, вышивок, узоров, значения которых в той или иной степени утеряно. А ведь это язык древних символов. Когда вологодские вышивки попались на глаза индийским ученым, они опознали в них древние орнаменты индийских штатов и были очень удивлены, узнав их истинное происхождение. Однако найти в Вологодской области другие артефакты чрезвычайно сложно. Там, где люди живут издревле, где много леса и почти нет природного камня, трудно ожидать наличия мегалитических сооружений. Если когда-то они и были, то пошли на нужды «народного хозяйства» в годы социалистических пятилеток – как известная часть вологодских курганов, срытая и использованная для прокладки дорог.


– То есть Север – это такое место консервации древних цивилизаций?
– Чем севернее, тем меньше людей, тем слабее их воздействие на окружающий ландшафт. Поэтому там выше вероятность сохранности наследия северной цивилизации, существовавшей в период климатического оптимума от VII до III тысячелетия до н.э. В III тысячелетии сильно похолодало, и население двинулось на юг.

– А почему никаких других останков не находят?
– Климат не способствует сохранению органики. Это же не вечная мерзлота, из которой вытаивают мамонты, и не безводные африканские глины, хранящие кости древних приматов. Активная жизнь на севере не утихает даже зимой, под снегом. Микроорганизмы методично уничтожают органику и осенью, и весной, и особенно летом – коротким, но влажным и жарким. Лет за 500 ни от костей, ни от дерева не остается ничего.

– Тогда  чем подкреплены разговоры о Гиперборее?
– Культурным и этнографическим наследием, если смотреть на него с позиции здравого смысла. Так уж повелось – еще со времен засилья немцев, с которыми боролся Ломоносов – что все топонимы русского севера России упорно выводят из угро-финских (или даже германских) наречий: якобы русские оккупанты отняли эти земли у коренных угро-финских народов.
Но есть и другой взгляд. Например, этнолог С.В. Жарникова, опираясь на труды академика И.А. Соболевского, Б.А. Рыбакова, Н.Р. Гусевой, шведа Г. Йохансона,  в результате многолетней работы по расшифровке топонимов и гидронимов русского севера убедительно доказала их древнеславянское происхождение. Она использовала карты Генерального штаба Российской империи, на которых названия даны без переименований и искажений, и санскрито-русский словарь. Так вот с санскрита подавляющее большинство топонимов и гидронимов свободно переводятся на современный русский язык, без «притягивания за уши» далеких по смыслу слов с угро-финских наречий. (Подробнее – в этом номере «ММ» на стр. 029. – Ред.)
Простой пример: гора Воттоваара в центральной Карелии, 7-километровый скальный кряж, сложенный гранитами и кварцитами, высотой более 400 м над уровнем моря. Казалось бы, Воттоваара  – совсем не славянское слово. Доморощенные лингвисты берут за основу почему-то саамские наречия и трактуют название как «Песчаная гора, поросшая лесом». А согласно санскрито-русскому словарю, «вара» – это «гора». В северорусских диалектах слово «варака» тоже означает возвышенность. Ну а «ватар» – это «ветер» в переводе с санскрита. Действительно, этот кряж, доминирующий над округой, продувается всеми ветрами, которые причудливо перекручивают деревья на его плато. Облака, переваливая через эту вершину, окутывают ее туманами. Естественно, древние люди населяли такие места богами и духами. И название горе дали на своем языке, родственном санскриту – Ватар-Вара, Гора ветра.
А потом очередная волна угро-финских племен, придя из-за Урала и заселив эти земли, трансформировала название горы с языка аборигенов в более привычную угро-финам форму – Вотто-Ваара.



– Вас не смущает, что в академическая наука считает Гиперборею мифической страной?
– Отнюдь. В отличие от историков, мифы, основанные на народных преданиях, никогда не врут – они только приукрашивают события далекого прошлого. В истории народов именно эпос является одним из ведущих источников информации. Взять ту же Илиаду, по которой Шлиман в XIX веке нашел Трою. Так почему бы далее не доверять древним источникам, которые упоминают Гиперборею? Просто никому этому не выгодно на Западе – всерьез ею заниматься. 

–  Почему?
– Потому что мы дикие славяне, «неисторический народ», как говорил Гегель.

– Сергей Вадимович, чем вы сейчас занимаетесь и что вы планируете в 2015 году?
–  Я продолжаю удовлетворять свое любопытство: изучаю тайну гибели дирижабля СССР В6, думаю о вовлечении брошенных маяков в охраняемое культурное наследие, продвигаю идею создания в России первого мегалитического парка на Кузовском архипелаге. Изучаю мегалитические святилища на территории нашей страны и за рубежом. 
В том году мы будем продолжать изучение и систематизацию найденных объектов: мегалитических святилищ, дольменов на валунных опорах, каменных обелисков (менгиров), кромлехов – выложенных кругом камней, и т.д. Еще мы продолжим гидроакустические поиски колоколов Соловецкого монастыря, которые в количестве 50 штук ушли на дно Белого моря при вывозе на переплавку в 1920-30 годы. 

– А лабиринты на Соловках и Кузовах – это тоже святилища?
– Лабиринты – это не просто святилища. Вокруг них со времен античности много всего накручено… Но упоминаний об их назначении в шведском, в норвежском, карельском, финском, саамском эпосах нет. Поморы называли их огородами, городками или вавилонами. 
У немца Эрнста Краузе есть хорошая монография по лабиринтам. Обычно слово «лабиринт» вытягивают из «лаброса», двойного топора. Хотя казалось бы, что общего? А есть еще слово «лавра» – оно что, тоже от двойного топора? Мы говорим Вавилон, в Греции – Бабилон, мы – лавра, они – лабра... Лавра с древнегреческих наречий переводится как «святилище за каменной оградой», «каменное святилище». Но что интересно – изначальный смысл лабиринтов потерян уже в античное время. Когда 2000-3000 лет назад люди пересказывали легенду о Тесее и Минотавре, даже жрецы уже не знали, зачем предназначены лабиринты.
На Соловках и Кузовах разные типы святилищных комплексов. На Кузовах они связаны с традиционными проблемами повседневной жизни: войнами, болезнями, деторождением, торговлей... Соловки же, по нашему разумению, это элизиум, страна мертвых. (Большевики эту тенденцию каким-то образом уловили, но с другой, теневой стороны.) Там в нетронутых людьми местах, удобных для причаливания, встречаются заросшие каменные могильники и лабиринты. В могильниках, по данным археологии, ничего, кроме редких угольков не обнаружено – это связано с обрядом трупосожжения. Ну а лабиринты, находящиеся рядом, служили местом проведения ритуальных действий, общения с душами предков, с богами.


– О Соловках часто говорят, как о неком месте силы. С чем это, по-вашему, связано?
– Древнеримский целитель Ювенал говорил: «Здоровый дух рождает здоровое тело». Человек – это, в первую очередь, дух, и как он себя ощущает, так и смотрит на мир. Внушением или самовнушением можно корректировать жизнь – институт жрецов это понимал с незапамятных времен, настраивая соплеменников на удачную охоту или битву. В этом есть огромная польза, как в любой мировой религии... 
Соловки влияют на людей по-разному. Многие уезжают оттуда в подавленном состоянии, потому что помнят о трагедиях 30-х годов, для кого-то это еще и семейное горе. Другие покидают Соловки в восторге и хотят приехать снова.

– То есть, за чем поедешь на Соловки...
– ... то и найдешь.  


Читать эту статью в онлайн версии журнала "ММ": http://www.21mm.ru/?mag=116#010

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика