я могу Свершить революцию
Я абсолютно уверен в себе и непоколебим. если я что то задумал-меня ни кто не остановит
Юлия Черкасова
Все записи
текст

Мучительные остановки

город, транспорт, образ
Мучительные остановки

Змечали за собой, что наблюдаете за городом с точки зрения своей профессии? Я, например, специалист в области средового дизайна и смотрю на Сочи через призму архитектуры и эстетики. Смотрю, смотрю, думаю, но разобраться во всем очень сложно.

«Сочи — уникальный город Черноморского побережья». Сколько слышим, столько и удивляемся этим словам. Исторические сооружения скоро можно будет пересчитать по пальцам, да и те смотрятся комично на фоне квадратных высоток. Баланс между старым и новым олицетворяет сочинский ж/д вокзал, трансформированный и обновленный. Этакая старинная башня, вокруг которой, как грибы начинают разрастаться стеклянные здания.

И, так как глобальных перемен не ожидается, то остановочные комплексы, выполненные в архитектурном стиле, вполне могут украсить жизнь горожан и удивить туристов. Тем более, что заменить некоторые остановки просто необходимо. Иначе к смертности в ДТП, добавится смертность от солнечных ударов на остановках.

Около пяти лет в Сочи длится эпопея с обустройством остановок общественного транспорта. Одни менялись несколько раз, другие, как будто совсем не в городском управлении. В итоге установили около 300 остановок, которые, по задумке сочинских архитекторов, должны были стать достойной заменой старым и гармонично вписаться в городской ландшафт. Остановочные павильоны были привезены из Франции и стали для нас настоящим бедствием. В городе Пуатье, откуда мы скопировали дизайн, стеклянные павильоны не являются проблемой, так как там летняя температура в среднем ниже на 5 градусов, чем в Сочи.

А мы, как истинные французы, наслаждаемся заморскими изысками зачастую без тени на остановочных комплексах. Посудите сами, ну разве не романтика, смотреть сквозь стеклянную крышу остановки на звездное небо? 10 часов вечера, маршрутки ходят плохо, толпа людей, а ты умиротворенно смотришь на звезды. Однако, не все горожане оптимисты:

1. «Самая кошмарная (мучительная) остановка находится на улице Донской, прямо напротив ТРЦ «МореМолл», потому что там крыша из стекла, как результат, тени нет, солнце в зените светит прямо на тебя. Жуткая жара и бетонная пыль от дороги делают невыносимым нахождение на остановке. В общем, сущий ад. Все время, когда жду маршрутку в это время, хочется чтобы человек, который в ответе за такие остановки, постоял со мной».

2. «Лавочка такая, скорее всего, потому что ее сломать сложнее, а бомжам на ней спать неудобно будет, что сделает остановку куда чище».

От себя добавлю: а еще она такая, чтоб ее не пачкали, не разбирали и, вообще, на ней не сидели, потому что металлическая лавочка в любую погоду на стороне погоды: горячая в жару, ледяная в холод.


Конечно, нам всем интересна цена вопроса: 0 рублей для бюджета. Как, впрочем, и ноль пользы для людей. Платили за все организации, которые размещают на них рекламу. Тогда, что мешало Администрации обязать их затратить на остановку хотя бы половину ее дальнейшей прибыли?


Так как у заказчиков французских остановок фантазии не хватило, давайте пофантазируем мы? Представим: что если остановка «Сбербанк» выполнена в виде купюр или кассы? Согласитесь, уже не так тривиально: реклама банку готова, туристы фотографируются — все счастливы. Образ остановки «Платановая аллея» представляется в виде плавных бионических форм — уютная, живая остановка, почему нет? Продолжаем. Остановка «Лавровая» в Адлерском районе. Лавровая, лавр. Древняя Греция. Пифийские игры, наградой которых служили лавровые венки. Образ понятен, да?


А что, если задуматься над внешним обликом таких остановок, как санаторий «Орджоникидзе», санаторий «Фрунзе», «Металлург» — это же история города. Архитектурным стилем данных санаториев является сталинский ампир, поэтому остановки должны, как минимум соответствовать ему. Для исторических мест можно и нужно спроектировать единую конструкцию остановочных комплексов, которая будет учитывать архитектурный стиль данной местности. Декоративным оформлением фасадов остановочных комплексов будут служить барельефы, декоративные панно, мозаика и керамика, на которых будут отображены туристические или знаковые места города. Данная концепция позволила бы гостям курорта безошибочно ориентироваться в городском пространстве.


Примером образности в создании мест общественного пребывания являются шедевральные станции метро в Санкт-Петербурге и Москве. Вы были в Москве? О, тогда наверняка у вас есть фото из метро. Туристы, побывавшие в метро, всегда отмечают его оригинальность и изысканность. Недаром же приложение «Travel» газеты «Daily Telegraph» включило в рейтинг самых красивых станций московские и питерские метро-остановки.


Но вернемся в реальность: остановку «Кинотеатр Стерео» хотят переименовать в «Олимпийский университет». Как можно догадаться, дизайн существующего остановочного павильона «Стерео», скорее всего, был разработан с учетом Олимпийской тематики. Треугольные формы в светлых оттенках, с включением современных материалов, которые, уже на сегодняшний день, нуждаются в косметическом ремонте.


Каждый горожанин знает, что суть архитектуры должна заключаться в полезности, качестве постройки, ее смысловой нагрузке и в приятном визуальном восприятии. Город просто нуждается в качественно, функционально и удобно оборудованных общественных пространствах. Образы не должны противоречить друг другу, как, например, здание морвокзала.

 

А почему мы, собственно, не можем ждать транспорт на эстетичной и комфортной в любую погоду остановке? Ну ведь можем мы себе позволить каждый сезон — новую плитку? Может уже пора взяться и за остановки?

Общество

Машины и Механизмы
Всего 15 комментариев
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Камилла Андреева
    01:38   /  22 сентября 2015
    развернуть
    Камилла Андреева
    Идея хорошая, может, надо создать свой проект и предложить сочинской администрации?
  • Юлия Черкасова
    01:52   /  22 сентября 2015
    развернуть
    Юлия Черкасова
    СОДЕРЖАНИЕ
  • Екатерина Маркова
    02:24   /  22 сентября 2015
    развернуть
    Екатерина Маркова

    "От себя добавлю: а еще она такая, чтоб ее не пачкали, не разбирали и, вообще, на ней не сидели, потому что металлическая лавочка в любую погоду на стороне погоды: горячая в жару, ледяная в холод"
    Это вообще убило!
    Куда смотрели проектировщики??!

  • Олег Кветковский
    03:41   /  25 сентября 2015
    развернуть
    Вид одной из остановок Церетели изнутри:
    • Юлия Черкасова
      10:14   /  25 сентября 2015
      развернуть
      за все точно не знаю. но 1 пример в вашей подборке есть. Я предложила концепцию. которую изложила в статье... Например,остановку под названием Лавровая сделать в греческой тематике,которая близка олимпийски играм, остановку сбербанк изобразить в соответствующей тематике, на остановке платановая идея, разыграть тему с экологией(пусть будет хоть 1 остановка,которая будет генерировать энергию. и радовать вертикальным озеленением и экологичными материалами.) Вот о чем я говорю, а пример с остановками Церители-это отход от пресловутого функционалистского подхода. Надеюсь вы меня понимаете!
  • Олег Кветковский
    09:59   /  25 сентября 2015
    развернуть
    "Для исторических мест можно и нужно спроектировать единую конструкцию остановочных комплексов, которая будет учитывать архитектурный стиль данной местности. Декоративным оформлением фасадов остановочных комплексов будут служить барельефы, декоративные панно, мозаика и керамика, на которых будут отображены туристические или знаковые места города. "

    Идея Ваша не вполне понятна. С одной стороны, единая конструкция, а, с другой, учитывать архитектурный стиль данной местности. 

    Опять же мозаика, керамика. Я тут намедни посетил музей современного искусства Эрарта, наш Питерский.  Там понравившуюся работу можно купить. Две вещи произвели на меня неизгладимое впечатление -висящаяся на стене ржавая крышка от стиральной машины и цены.  Вы хорошо себе представляете стоимость мозаики-керамики,  которую смастерил не узбек гастарбайтер?  Золотая будет остановка.

    Может лучше будет ставить функциональные остановки, максимально незаметные на фоне архитектуры данной местности?  

    Проектировать и строить остановки по индивидуальным проектам, под конкретную местность?  Во-первых, что бы остановка архитектурно строила со зданием зодчего Х, нужен дизайнер остановок хотя бы с уровнем 1/2 Х.  А где ж его взять? И, потом, могу с уверенностью предположить, что Вы никогда не пытались заказать индивидуальный проект навеса под машину на участок в какой-нибудь средненькой архитектурной мастерской. За малую архитектурную форму с Вас попросят пачку денежных знаков, величиной с эту форму, если рублями.

    Впрочем, если мечтаете, то ни в чем себе не отказывайте!
    • Юлия Черкасова
      02:07   /  25 сентября 2015
      развернуть
      Ведите ли Уважаемый  Олег,инвестиционная привлекательность таких важных курортов РФ, как Сочи лежит в рамках федеральной и муниципальной программы. И такие важные точки модернизации города,как остановочные павильоны имеют как правило большое значение. Так как дело-не простое, и модернизация и разработка лежит в компетенции муниц. и федеральной власти-я предлагаю,что бы архитектурные университеты,где учат дизайнеров и проектировщиков,в рамках дипломных и курсовых работ разрабатывали для своего города те проекты,которые будут реализованы! Думаю,что эта возможность разрешит , как финансовые затраты на проектирование, так и принесет много бонусов в копилку молодых специалистов.которые в наше время, так нуждаются в реализованных проектах и поддержке местных властей!
      Далее, что касается барельефов и пано на фасадах остановочных комплексов-в советское время все делалось на века, что же сейчас нам мешает строить эти культурные ценности. В наше время все строится , так что бы можно было заменить, а что же останется в культуре от нашего поколения? Вот вопрос!
      Как замечательно работал Сочинский художник монументалист-Артур Некифорович Скрипников! Сколько он создал пано,росписей,мозаик для города Сочи, для скольких достопримечательных и исторических мест, он подарил свой творческий вклад.... Мозаика кинотеатра ""Спутник ", стеклянные витражи в ресторане баши "Ахун" рельеф фасада для музыкальной школы. Половина его работ снесена, из за не конструктивных интересов городских властей. Этот художник хочет и может с помощью молодых специалистов и своих учеников сделать эту творческую работу для города. и для культурно-исторического наследия нации!
      • Олег Кветковский
        03:09   /  25 сентября 2015
        развернуть
        Скрипников... Скрипников...Артур...Никифорович........  Это, где желтые девушки стандарта 70-х кушают на пляже алый арбуз алыми ртами?  На фоне то-ли качка, то-ли отдыхающего из пролетариев? Если, это тот Скрипников, то зря порушили. Очень колоритно.  

        Не думал, что в Сочи, впрочем, давно там не был, все так серьёзно с остановочными павильонами. Просто вопрос культурно-исторического наследия нации!  Все остальное хорошо, одна беда - остановки.

        В Вене, Риме, Париже, Хельсинки, Осло, Барселоне, как мне помнится, остановочные павильоны обыкновенные, без архитектурных излишеств. Или там тоже муниципальные чиновники не правильные?

        Простите за серость, а что такое средовой дизайн?  Где ударение ставить? Это дизайн, которым занимаются по средам? Или это то, что для чиновников сложновато, особенно муниципальных,- они, вроде, в основном по части канализации?
        • Юлия Черкасова
          08:42   /  25 сентября 2015
          развернуть
          Примеры монументального искусства Скрипникова я привела-можно посмотреть в яндекс картинках, об девушках с алыми ртами ничего не знаю... простите.   Каждый город по своему идентичен и дизайнеры среды должны не просто проектировать функциональные модели, но и исходить из продиктованных исторических и образных условий заданной местности.! этому учат в любом университете! Самовольность в проектирование-не есть хорошо. В городах Европы не все остановки функциональны-много ярких примеров. А моя идея по части образности является концепцией для определенных целей,которые перечислила ранее..(инвестиционная привлекательность, яркость образа, и т.д) -это мое предложение чиновникам. Не делать, как все! Яркий пример образных остановочных павильонов можно наблюдать на территориях бывшего СССР, а конкретно- Остановки Зураба Церители в Абхазии в городах Гагра,Новый Афон . 

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK