Владивосток
я могу это сделать
Да здравствует то, благодаря чему, мы не смотря ни на что....
Владивосток 2012
Все записи
текст

Пограничные столбы, разделяющие Европу и Азию

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.
Обелиск на горе БерезовойПервый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. В тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении...
Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Обелиск на горе Березовой
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. В тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири. 

В  1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом. 
На фото – новый обелиск, установленный в 2008 году.  
Как доехать:
По трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Ново-Московский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия.

Обелиск возле Первоуральска
Вблизи Первоуральска, немного ниже первого обелиска, есть еще один пограничный столб «Европа-Азия». Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга.
Как доехать:
По трассе Р242 Екатеринбург-Пермь в сторону Новоалексеевского, свернуть направо -  на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.

Обелиск на Ново-Московском тракте
Этот обелиск был установлен в 2004 году, он находится к Екатеринбургу ближе всех — на 17 км Ново-Московского тракта. Именно сюда по традиции приезжают свадебные процессии. Каждая пара привязывает возле памятника ленточку на память.

Оренбургский обелиск
Колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром была установлена в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина. 
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. 

Стела на Белом мосту
Белый мост через реку Урал тоже расположен возле Оренбурга. 

Старые обелиски на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы-Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал (которого сейчас нет). Эти обелиски расположены метров на 300 южнее новых знаков там, где раньше проходила дорога. Они были построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. 

Новые обелиски на реке Урал

В 90-е годы по краям нового моста установили две новых стелы.

Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. 

Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск около станции Уржумка

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Сделаны они из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау
На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году была установлена стела на высоком каменном основании. Автор архитектор С. Побегуц.
Интересно, что надписи с названиями частей света расположены «наоборот» (не так, как на абсолютном большинстве обелисков) — на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской — «Европа». Видимо, автор исходил из того, что знак будет работать как дорожный указатель, то есть водитель увидит название той части света, в которую он въезжает.

Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское
В 2004 году у станции Мраморская взамен разрушенного старого обелиска был установлен столб высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово
Это самый восточный обелиск «Европа–Азия» и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск «Европа-Азия» на дороге Ревда-Дегтярск
Установлен в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.


Обелиск у станции Вершина
Установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск в районе г. Новоуральск
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город.

Обелиск «Европа-Азия» на горе Медвежка у станции Мурзинка
Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись «Медвежка 499м», на левой грани — «сварщик Долгиров Евгений 2006 энергетик Шулятев Г.А.», на правой — «Зеленый 2006 мыс». Знак был установлен в ноябре 2006 года энтузиастами из санатория «Зеленый мыс».

Столб у деревни Починок

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).
Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково. 

Обелиск у поселка Уралец
Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики  в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль «Восток».

Обелиск на перевале Большой Урал

9-метровый столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт).

Обелиск у станции Хребет Уральский
Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

276 км Горнозаводской ж.д.

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве железной дороги. Ребра пирамид изготовлены из рельсов, применявшиеся при строительстве дороги. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам.

Обелиск у деревни Кедровка

Памятный знак установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой
Обелиск по проекту Алексея Залазаева был установлен в 2003 году. Расположен у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от поселка Промысла (в сторону Свердловской области). Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у станции Полярный Урал
Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. В 1981 году обелиск был реконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток  река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Обелиск у подножья Казанского Камня
По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня.

Рекомендуемые

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK