я могу искать природу вещей
Sapere aude
Виктория Бутакова

Ваши доказательства

Научная теория – это триумф гипотезы, ворвавшейся в мир укоренившихся представлений. Несколько триумфов этой осени – в подборке «ММ».
Ваши доказательства

Game-changing discovery

В 2005 году команда космохимика Одри Бувье (Audrey Bouvier) из Университета Западного Онтарио, анализируя состав хондритов (каменистых метеоритов, считающихся важными строительными блоками земных горных пород) и содержание в них изотопа неодима-142, выдвинула гипотезу о том, что планетные объекты Солнечной системы имеют общее происхождение. До недавнего времени это предположение оспаривалось, пока в сентябре в журнале Nature не были опубликованы результаты новых исследований Бувье. Используя метод тепловой ионизационной масс-спектрометрии, она доказала, что различия в содержании неодима-142 уже присутствовали в период формирования Земли, а его начальное содержание одинаково для нашей и других планет Солнечной системы – это подтверждает их общее по химическому составу происхождение.

Авторитетное американское издание Science Daily назвало это открытие «a game-changing discovery».

Прозрачная Вселенная

Группа ученых во главе с Навином Редди (Navin Reddy) из Калифорнийского университета в Риверсайде заглянула в самые «темные уголки» Вселенной. Результаты исследования, опубликованного в Astrophysical Journal, показали, что под ионизирующим излучением водорода можно «просветить» Вселенную. Ученые проанализировали содержание газа внутри галактик в его соотношении к количеству пыли в межзвездном пространстве – именно от этого зависит прозрачность определенного участка Вселенной. Те из них, где сконцентрированы большие объемы газа, непроницаемы для ионизирующего излучения, а участки, в которых концентрация газа невелика, прозрачны для света.

На основе полученных сведений астрофизики создали компьютерную модель, которая позволяет определить объемы ионизирующего излучения, исходящего из галактик, и может дать новое понимание процессов, происходящих в «темных» уголках Вселенной.

Телекинез на скрипке

Немецкий физик Эрнст Хладни (Ernst Florens Friedrich Chladni) в XVIII веке исследовал метеориты и скорость звука, а также был иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Все виды своей деятельности он совместил в законе Хладни: «Существует отношение между частотой свободных колебаний пластин и других тел». Эксперименты ученого были предельно просты: играя на скрипке, он вынуждал двигаться частицы песка на металлической пластине. И вот через три столетия его дело ожило! До сих пор считалось, что передвижения частиц в узловых линиях непредсказуемы, хаотичны. Но финские ученые университета Аалто – Коурош Латифи, Вилле Лииматаинен, Веикко Сариола (Kourosh Latifi, Ville Liimatainen, Veikko Sariola) доказали гипотезу Хладни и нашли окончательный способ управлять предметами на расстоянии при помощи звуковых колебаний. Они использовали примерно тот же метод, что и Хладни: нешлифованная кремниевая пластина, вместо песка – соль. И оказалось, что объекты двигаются по разным траекториям в зависимости от используемых нот. Исследователи пророчат эффективное использование этого открытия в производстве лекарств и микрочипов.

Экзопланеты существуют

О первых экзопланетах заговорили еще в 1980-х – планетах за пределами Солнечной системы, существование которых когда-то подвергалось сомнению. Но в мае 2016 года была открыта ближайшая к Земле звездная система с «красным карликом» TRAPPIST-1. Вокруг звезды вращаются три планеты, которые находятся в «зоне жизни»: их масса сопоставима с земной, вода может существовать в жидком виде, в атмосфере обнаружились признаки кислорода и углекислоты. Исследования проводились на основании наблюдений за спектром лучей TRAPPIST-1, и многие ученые ставили под сомнение революционные выводы, аргументируя периодические снижения яркости звезды силой действия невидимого для нас спутника. В сентябре в чилийской астрономической обсерватории появился новый телескоп Gemini Planet Imager (GPI), который отображает слабый пучок света, выдающий планету, от ее звезды. Астрономы подтвердили существование планет вне Солнечной системы, в том числе и ближайшую к Земле по расстоянию и по признакам TRAPPIST-1d.

Пятый фундамент физики

Кажется, венгерские физики открыли пятую силу взаимодействия. Ученые пока спорят о том, имеет ли это открытие силу научного прорыва, и проводят дальнейшие исследования, но выдвинутая гипотеза стремительно идет к тому, чтобы быть принятой научным миром. Четыре фундаментальных физических взаимодействия – гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое – могут описать любой из процессов во Вселенной. Пятая сила пока не имеет названия. Группа ученых под руководством Аттилы Краснохаркаи (Attila Krasznahorkay) из Института ядерных исследований в Дебрецен бомбардировала низкоэнергичными протонами мишень из лития-7, в результате чего образовывались ядра берилия-8. Каждый тысячный раз ядра излучали не только фотоны, но и новые частицы, что не предполагалось в ходе экспериментов. В течение трех лет исследования показывали одинаковые результаты: вес этой частицы составляет 17 МэВ. Ее назвали «протофобным Х-бозоном» и проявлением пятого фундаментального взаимодействия. Отклонения от стандартной модели искали, опять же, десятилетиями, и окончательно новое взаимодействие утверждается только сейчас.

Новая планета меняет планы

С 2006 года Плутон не считается планетой. Тогда у нас остается лишь восемь планет на Солнечную систему. Или все-таки девять? В начале этого года астрономы Калифорнийского Технологического института Константин Батыгин и Майкл Браун (Michael E. Brown) выдвинули гипотезу о существовании «планеты 9». Местоположение рассчитали, но саму ее пока не увидели. Зато новые подсчеты Дмитрия Веракса из Уорикского Университета показали реальную угрозу уничтожения всех объектов Солнечной системы новой планетой Х. Если она существует, на что указывают отклонения в движениях тел в Поясе Копейера, Planet Nine в корне изменит тот ход событий после смерти Солнца, который предсказывали ученые. Согласно теории эволюции звезд, солнечная оболочка будет расширяться с течением миллиардов лет, в то время как его ядро будет сжиматься. Преодолев этап Красного гиганта, оно станет белым карликом. Пока это будет происходить, некоторые планеты окажутся поглощенными Солнцем, а некоторые станут отдаляться. Но существование новой планеты существенно меняет траекторию движения всех планет, и теперь считается, что все планеты Солнечной системы окажутся вышвырнутыми в межзвездное пространство.

Бессмертные звезды

Все та же звездная эволюция претерпела и иные изменения: впервые был зарегистрирован случай возрождения умирающей звезды CAO 244567 в туманности Ската. В течение нескольких десятилетий астрономы наблюдали за этой звездой, и изначально ее размер был равен трем размерам нашего Солнца. В конце своей истории CAO составляла одну третью Солнца. Менялся не только размер звезды: ее температура с 1971 года поднялась на 40 000 °С. Космический телескоп Хаббл, управляемый НАСА и Европейским космическим агентством, зарегистрировал «гелиевую вспышку» звезды после ее угасания. Исчерпав запасы водорода, звезда сжимается до предельной отметки, когда плотность ядра и его температура заставляют гореть гелий. Это провоцирует резкий выход энергии, и звезда снова раздувается. Таким образом, относительно простая химия жизни звезды может многое сказать и о судьбе Солнца.