Станислав
я могу почти все
Несмотря ни на что...
Станислав Мороз
Все записи
текст

Космический вигвам

Из чего состоит космодром? Если долго смотреть на космодромы, можно заметить, что все они похожи друг на друга. Это связано с факторами, влияющими на безопасность гражданских лиц и стоимость запуска космического аппарата.
Космический вигвам

     Если долго смотреть на космодромы, можно заметить, что все они похожи друг на друга. Это связано с факторами, влияющими на безопасность гражданских лиц и стоимость запуска космического аппарата.

Во-первых, запуск ракеты на жидком топливе требует уникальной процедуры сборки, а для нее необходимы особые технические условия. Обеспечить их вне космодрома нереально, потому что транспортировать ступень ракеты, заправленную топливом и химическими составляющими, – все равно что возить ядерную бомбу в бетономешалке.

Во-вторых, баллистика полета для выведения спутника или ракеты на геостационарные орбиты должна иметь оптимальные параметры. В плоскости экватора находится глобальная локализация ретрансляторов передач и спутников связи. Космодром же должен находиться в более низких широтах, дабы избежать лишних затрат. Отклонение всего на 1° от экватора влечет за собой прирост скорости ракеты приблизительно в 100 м/с. Дополнительный «бонус» запуска с экватора состоит в том, что ракета моментально получает скорость 465 м/с, если вылетела в сторону востока. Израилю с этой точки зрения не повезло, так как на востоке у него находятся не очень дружелюбные соседи, и запуск приходится осуществлять в противоположном направлении. А у «частного» плавучего космодрома Sea Launch, принадлежащего российской дочерней компании корпорации «Энергия», в этом плане идеальное расположение – прямо на экваторе. Немного уступает ему бразильский Алькантара, расположившийся на широте 2,2°, и европейский Куру на широте 5°.

Наш строящийся космодром Восточный расположен на 6° севернее Байконура, что повлечет снижение массы выводимых грузов. Зато у России будет космодром в личном пользовании, что очень удешевляет его содержание. 

В-третьих, при запуске ракеты происходит отделение четырех ступеней, каждая из которых весит не менее 120 т. По этой причине большинство космодромов находится на побережье океанов, где ступень может упасть в воду. У Байконура в этом плане все сложнее: его дислокацию в казахских степях когда-то выбрали во избежание проблем с Америкой. (Варианты базирования на Дальнем Востоке и Кавказе отбросили из-за близости к американским базам в Турции и Японии: любой запуск мог быть запеленгован, а отличить на радаре космическую ракету от боевой было нереально.) Морей и океанов поблизости не оказалось, так что пришлось расширить общую площадь на добрую сотню километров – до невероятных 6717 км². (Площадь Восточного, кстати, в шесть раз меньше.)

В-четвертых, для полноценного функционирования космодрома необходимо доставлять титанические объемы грузов, большинство из которых – негабаритные, требующие бережного обращения. Поэтому космодромы относятся к единичным объектам, на которых создается дорожное покрытие и железнодорожные пути повышенной прочности.

Самая важная часть космодрома – технический комплекс, где собирается ракетно-космическая система (РКС). Он состоит из нескольких подразделений, главное из которых – монтажно-испытательный комплекс (МИК). Это огромный цех (высота – с пятиэтажку, длина – более ста метров), оборудованный мостовыми кранами, с несколькими железнодорожными путями. Все необходимые части поступают сюда со склада блоков ракеты-носителя; там они сортируются и расставляются в соответствии с последовательностью монтажа.

Сначала все компоненты тестируются на целостность и подверженность нагрузкам, затем происходит поэтапный монтаж РКС. Стоит отметить, что в России он выполняется в горизонтальном положении, в то время как остальной мир монтирует ракеты вертикально. «Русский фактор», как его называют специалисты других стран, связан с сильными степными ветрами, которые подвергают и без того шаткую конструкцию дополнительным нагрузкам. Во избежание катастрофы когда-то было решено собирать ракеты «лежа».

При такой сборке потом потребуются повторные испытания на стартовой площадке. Зато работа ведется в помещении, в комфортных условиях и не требует транспортера для вертикального перемещения (а также большей высотности МИКа). 


Ветер – не единственная особенность климата, в котором построен Байконур: зимой там –40 °С, летом +40 °С и пыльные бури. Но в этой суровости есть свое преимущество – постоянство, которого нечего ждать, например, на мысе Канаверал, где находится главный космодром США. Из-за метеорологических капризов там часто откладываются старты.

Кроме стандартных проверочных процедур, МИК тестирует новые системы и отдельные механизмы: они подвергаются многократному воздействию критически высоких и низких температур, повышению давления (опрессовке) систем подачи и хранения топлива, вибрации, динамическим нагрузкам и еще десятку разных проверок, подтверждающих целостность узлов и конструкций.


Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Новости партнеров

Всего 0 комментариев
Комментарии
Мотовыставка IMIS
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK