Сергей
я могу творить
Не теряй времени, его и так осталось мало.
Сергей Шклюдов
Все записи
текст

Невидимая тюрьма

Индия – одно из самых сложных государственных образований на планете. Множество религий и культов, сотни народностей, десятки языков. Что держит всех этих людей вместе, что скрепляет индийское общество? Ответ – кастовая система. Невидимая тюрьма, в которой томится более миллиарда человек. Почему каст не четыре, а тысячи? Почему индуизм не религия, а способ организации трудовых отношений? Как перерождаются представители разных каст, и можно ли перейти из одной касты в другую?

Что такое варна?

Многие очарованные Индией – хотя грешили этим даже советские исследователи – до сих пор путают понятия «варна» и «каста». Считается, что каст/варн всего четыре: брахманы (жрецы, учителя, высшие чиновники), кшатрии (воины, правители, знать), вайшьи (простой народ, крестьяне, торговцы) и шудры – ремесленники и слуги первых трех варн. Соответственно, брахманы есть высшие существа, равные богам, а шудры – низшие. Все просто и понятно. Иногда в отдельную категорию выделяют панчама – буквально «мир пятых», тех, кто стоит вне варн. Это не значит, что они самые «низшие», это значит, что в период зарождения варнового строя существовала огромная прослойка людей, которые не играли «в эти ваши иерархические игрушки». 

ПЕРВОНАЧАЛЬНО ВАРНОВАЯ СТРУКТУРА существовала лишь на маленьком пятачке в северной Индии. Остальная территория не знала ни варн, ни каст, ни множества богов и ритуалов, придуманных позже. Ареал древней «Ригведы» (собрание сакральных текстов, первый известный памятник индийской литературы на ведийском языке. – Ред.) очень узок. Это территория северного штата Панджаба и около него. «Священные веды» появились не раньше X века н. э. – в то же время, когда была основана Римская империя, а князь Олег совершил поход на Царьград. В этих текстах нет ничего «древнего».

В доварновой Индии не было летописцев и географов и историков, не было представления о времени как об историческом процессе. Именно брахманы создали «древнюю» индийскую литературу – как инструмент по подчинению общества. Первое упоминание о брахманах и варновой системе мы можем найти в последней, десятой части «Ригведы». И это не часть оригинального текста, а последующая вставка, добавление. Именно там описан акт творения варн из тела первочеловека: брахманы появились из уст, воины – из рук, простой народ – из бедер, а обслуживающий персонал – из ступней.

С этой точки зрения брахманы не святее католических священников. На самом деле их век начался всего лишь через несколько столетий после творения «Ригведы». Общество же «Ригведы» делило людей только на две категории: арья (арии) и анарья (не арии). Арии – пришельцы, не арии – местные. Арии, которые стекались в северную Индию несколько сотен лет, не приносили индийцам варновое деление. А брахманы не являются их прямыми потомками и особой расой с высококультурным потенциалом. Идея об этом – не более чем идеологическая конструкция. Так что мы имеем дело с мифотворчеством.

НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ классу брахманов: хотя брахманство и разделилось на множество каст (на воинов, жрецов, лекарей, торговцев, плотников и даже охотников), после отмирания варнового строя жрецы смогли сохранить солидарность в сложном индийском обществе. Брахманство монополизировало понятие священного. Став создателями и распространителями санскрита, брахманы узурпировали контроль над ритуалом, образованием, этикой и правом. Все важные события: рождение, инициация, свадьба, похороны – только при помощи брахманов. Если бы Ленин родился в Индии, то брахманизм и наследовавший ему индуизм он заклеймил бы не иначе как «власть попов».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK