Сергей
я могу творить
Не теряй времени, его и так осталось мало.
Сергей Шклюдов
Все записи
текст

То берег левый нужен им, то берег правый

Паром – универсальный и даже бессмертный вид транспорта. Неважно, что перед нами: плот на бочках для перевозки человека и его лошади или огромный корабль с палубами для железнодорожных составов – суть от этого не меняется. Всегда, когда надо соединить между собой два берега, два острова или пройтись по течению реки, мы будем иметь дело с паромным сообщением. Пустить паром проще, чем проложить железную дорогу, построить мост или вырыть тоннель. Поэтому, несмотря на то, что паромных переправ в мире не так уж и много, с каждым годом появляются новые.


       Древние греки, придумавшие много чего на свете, изобрели и паромное сообщение. Первоначально эллины страшились далеко отплывать от матери-Эллады и держали свои плоскодонки поблизости от берега. «Канатные» же переправы, кажется, были на каждой крупной реке в любом государстве на протяжении всей истории цивилизации. Современное же паромное сообщение берет свое начало в XIX веке, столетии пара и моторов. Например, первый железнодорожный паром появился в 1851 году в Шотландии, на линии между Грантоном и Бернтайлендом, в заливе Ферт-оф-Форт. Через год рядом, в заливе Ферт-оф-Тей, открылась и вторая паромная линия. Правда, просуществовали они обе весьма недолго.

СЛОВАРЬ БРОКГАУЗА И ЕФРОНА в своем 22-м томе от 1897 года описывает паром как средство для поддержания постоянной переправы через реку при отсутствии моста. Определяется же паром набором качеств, отличающих его от «обыкновенного судна»: у парома имеется перекинутая поперек реки цепь (или канат) или же уложенные по дну реки рельсы, по которым и движется платформа.

Толковый словарь Даля от 1882 года называет паромом «плоскодонное, перевозочное, речное судно либо плоть, или две камьи, лодки с помостом, для переправы греблей или по канату».

Военная энциклопедия, изданная в 1911–1915 годах Сытиным, пишет, что «паром служит для перевозки войск, артиллерии и тяжестей». Далее подробно описывается способ «конструирования парома». Берем два судна, связываем их так, «чтобы кормы и носы судов оставались свободными», настилаем помост, который потом «обносится перилами». Далее же «суда на носу и на корме скрепляются брусьями; полезно также связывать их перекрестными канатами».

Как мы видим, примерно до Первой мировой войны «паром» еще означает не «корабль», а платформу с набором хитрых приспособлений, которая помогает перевозить любые грузы через водные препятствия. Кораблями паромы станут только в середине ХХ века.

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика