мы
«Все гениальное просто!»
можем
Машины и Механизмы
(научно-популярный журнал)
Все записи
текст
Несупружеский долг. Автор: Анна Савинова
"ММ" №12/87 2012, с. 30
Несупружеский долг. Автор: Анна Савинова
Зачем люди занимаются сексом? Ради продолжения рода, удовольствия, за деньги? Да. А еще по долгу. Служебному. Если их служба – религиозная, вошедшая в историю под именем ритуального секса или храмовой проституции.


Справедливости ради, называть проститутками служительниц и служителей всевозможных культов, требующих отдавать свое тело во славу божества, будет неверно. Слово «проституция» происходит от латинского prostituo – «позорю, бесчещу», и предполагает вступление в беспорядочные половые связи за плату. Но те, кто практиковал ритуальный секс, в основном никакой платы, кроме символической, не получали, и занятие их считалось вовсе не зазорным, а заслуживающим уважения и, по крайней мере, оправданным. Хотя в разных культурах статус их был различен, и отношение к «посвященным» бытовало неодинаковое.
Междуречье, Финикия, Греция, Рим – эти цивилизации делились друг с другом божествами и ритуалами. Сексуальными в том числе. Иштар, Астарта, Афродита, Венера – имена единой богини, богини любви, плодородия, жизни, без которой верховный бог-мужчина не полон. Только вместе они рождают жизнь, что придает их соитию сакральный смысл. В пантеонах древних богов родственные отношения были условны: матери и сестры спокойно превращались в жен, потому и определение «степени родства» жриц древних культов будем считать условным. Главное – они воплощают священное женское плодородное начало. 
В Шумере жрицы Иштар звались надиту, и в родной культуре не осуждались. Между ними и денежными проститутками была проведена четкая граница. Права надиту защищались знаменитым кодексом Хаммурапи, где их зовут «сестрами бога» и «посвященными женщинами». 


О существовании храмовой проституции в государствах Междуречья «отец истории» Геродот писал так: «Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу... Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят... Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!» Милиттой же ассирийцы называют Афродиту... Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года». Не нужно тешить себя иллюзией о высокой нравственности древнего историка. Торговлю невестами, к примеру, Геродот находит обычаем «благоразумным».
Финикийское царство, чьи колонии распространялись на все побережье Средиземного моря, включая острова Крит и Кипр, по своим верованиям относилось к той же группе семитских религий, что и культы Междуречья. С его кораблями традиция посвящать божествам душу и тело пришла в Древнюю Грецию и Рим. Правда, прижилась там в сильно измененном виде – не даром возмущался вавилонскими обычаями Геродот. Из учебников истории мы больше знаем о римских антиподах жриц любви – весталках, тоже «отдававших» тело богине, но по этому случаю обязующихся хранить его в целомудрии. Однако в краю, завещавшем Европе культ прекрасного человеческого тела, обойтись вовсе без ритуалов плодородия не получилось: в Греции «священному блуду» предавались служительницы Афродиты. По данным древнего историка и географа Страбона, в одном из храмов Коринфа постоянно жили больше тысячи любвеобильных жриц. 
Колумб плыл в Индию, а приплыл в Новый Свет, обозвав коренное население «индейцами». Но, оказывается, два далеких кусочка мира роднит не только ляп первооткрывателя, но и незавидная участь посвященных богам женщин. Здесь они не сестры и не жены, а собственность – без права выбора и слова. 
В традиции индуизма секс священен, ибо предшествует жизни. В одном из основных направлений индуизма – шактизме, основанном на культе богини-матери Шакти, –  практикуется даже парный ритуал панчамакара, завершающийся соитием символических Шивы и Шакти. Божества при этом не просто равноправны, мужчина поклоняется женщине: «О Богиня, без Шакти Я [был бы] всегда подобен трупу (шава)... Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти...» 


Священное положение занимали когда-то в индуистских храмах девадаси – «рабыни бога», более известные на Западе под именем «баядеры». Первые упоминания о них относятся ко II в. н.э. Они занимались уборкой святилища, омовением скульптур, сопровождая религиозные отправления песнями и танцами; их с детства обучали стихосложению и умению вести беседы; они были посвящены в секреты Камы, бога любви. Но, каким бы почетным ни было звание девадаси, грань между служением божеству и «обслуживанием» щедрых жертвователей храма была условной: ублажать приходилось и тех и других. Именно приходилось – положение баядер было подневольным. Они делились на пять классов. Датта приводили в храм родители во исполнение обета или за обещание божественного расположения, а иногда просто из-за невозможности прокормить обузу. Викриту тоже отдавала семья, только за определенную материальную плату. Бхакта приходили по своей инициативе. Хариту отправлялись в храм, будучи соблазненными. Аланкина были подарками раджи или какого-нибудь богача (то есть в прошлом – их наложницами).
За редким исключением, девочки начинали служение в семь-восемь лет. Они проходили обряд символического бракосочетания с божеством, которого на брачном ложе заменял жрец или, опять же, щедрый меценат. На руках, груди, бедрах и плечах девадаси носили клеймо, изредка заменявшееся татуировкой (в храмах Вишну это были раковина и диск, Шивы – лингам и йони, символы мужского и женского начал). Служение в храме было пожизненным. Да и выбора у девушек не было: «порченых» замуж не брали, а в одиночестве выжить было невозможно.


Постепенно институт храмовых служительниц деградировал: в нем все меньше становилось религиозной составляющей и все больше торговли телом. Дошло до того, что к XIX веку любой богатый индус мог, не прибегая к «посредничеству» храма, выкупить дочь своего менее удачливого односельчанина в личное пользование за бутылку кокосовой самогонки и сари. Содержание девушки не предполагалось – она могла просить милостыню или пойти на любую грязную работу. Реформаторы индуизма всеми силами боролись против храмовой проституции без кавычек. Махатма Ганди говорил: «Душа моя протестует против использования юных девушек в безнравственных целях. Называя их девадаси, мы от имени религии оскорбляем бога».
В 1988 году институт девадаси был официально запрещен. Но в консервативной Индии ритуалы посвящения продолжают проводиться тайно, вызывая возмущение правозащитников. А что поделать? Кастовая система тоже отменена давным-давно, а у рожденной «неприкасаемой» до сих пор небольшой выбор: пойти в сельхозработницы, чистильщицы канализации или проститутки. Торговля телом прибыльней. Хотя прогресс определенно есть: сегодня девадаси могут быть бывшими и заниматься социальной работой – профилактикой ВИЧ, например.
В Месоамерике, территории от современной Мексики до Никарагуа, история ритуального секса не была столь долгой – она закончилась вместе с истреблением колонизаторами племен ацтеков и инков. Откровенно говоря, борьба с «нечестивыми обычаями» была одним из формальных поводов для зачистки большей части населения Америки. 
В ацтекских храмах, по свидетельству Берналя Диаса дель Кастильо, автора «Правдивой хроники завоевания Новой Испании», бытовала и женская, и мужская проституция. «Девы Солнца» считались невестами Великого Инки, главы империи (помимо его основной жены Койя), и, подобно римским весталкам, хранили целомудрие. До поры до времени. Совсем юными их забирали от родителей и содержали в монастырях возле храмов Солнца. Девушки занимались ткачеством и вышиванием, следили за священным огнем в храме, пекли кукурузные пироги для ритуального стола. Время от времени Великий выбирал среди них для себя наложниц или дарил приближенным в знак расположения. И это был единственный случай, когда дева Солнца могла вступить в отношения с мужчиной. Если ее заставали с посторонним, расплата была ужасной: деву живьем закапывали в землю, любовника душили, а его родную деревню разрушали. Таково было наказание за посягательство на собственность бога Солнца и главы империи.
Секс как означающее. Означающее что? В язычестве – гармонию мужского и женского, целостность мира, рождение, жизнь, дар наслаждения. В монотеистических религиях – телесность, противопоставленную духовности, грех, порок. Поэтому с их распространением ритуальные совокупления отошли в прошлое, хотя и остались отголосками в народных традициях. Близкий пример – русский праздник Ивана Купалы: вроде бы в честь Иоанна Крестителя, а содержание какое легкомысленное! 
Чем меньше довлеет над обществом религиозный канон, тем сильнее интерес к древним сакральным практикам. В XX веке по миру распространяется множество оккультных учений, заимствующих у язычества и божества и ритуалы. А к концу столетия умами миллионов овладевают «цивилизованные» варианты сексуальных обрядов – например, заимствованная у индусов практика тантрического секса. Конечно, ныне никто в здравом уме не станет отдавать свое тело в распоряжение божества, но желание на практике почувствовать, что «тело – это храм», а «бог – это любовь», вряд ли назовешь необъяснимым.


Иерогамия – духовное бракосочетание, объединение архетипных фигур мифов о возрождении в античных мистериях и в алхимии. Типичные примеры – представление Иисуса Христа и Церкви как жениха и невесты и алхимическое объединение Солнца и Луны. Ритуальный секс был частью обрядов иерогамии.


Во многих культурах было распространено соитие для повышения плодородия почвы и урожайности. Индейцы Центральной Америки занимались сексом на поле перед посевом, а некоторые славянские народы выпускали на него молодых обнаженных женщин, чтобы те передали свою плодовитость земле.

Читать эту статью можно в онлайн версии журнала «Машины и Механизмы»:  http://www.21mm.ru/?mag=87#030

 


Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
OK OK OK OK
Яндекс.Метрика